Научные доклады УДК 316.422; 316.334.3 РЕФОРМАТОР: СОЦИАЛЬНАЯ РОЛЬ ИЛИ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТНЫХ ЧЕРТ? <...> Т. И. Грицкевич Кемеровский государственный университет Поступила в редакцию 30 октября 2009 г. Аннотация: статья посвящена анализу существенных признаков понятия «реформатор», характеристике его личностных и социально-ролевых черт, позволяющих выделить исторически сложившийся в культуре управления государством тип реформатора. <...> Анализируются условия, позволяющие личности проявить себя в качестве реформатора, а также дается понимание социально приобретенных ролевых навыков личности реформатора в соответствии с внутренне присущими чертами личности (особенностей психики, нейрофизиологических задатков процесса мышления). <...> Abstract: the article is devoted to the analysis of essential attributes of concept the reformer, the characteristic of its personal and socially-role features, allowing to allocate historically developed in culture of government type of the reformer. <...> The author analyzes the conditions allowing the person to prove as the reformer, and as the understanding of socially got role skills of the person of the reformer in the ratio with internally inherent features of the person (features of mentality, deposits of process of thinking). <...> Key words: the reformer, reform, reformation, a social role of the reformer, the result of reforming. <...> Понятие «реформатор», как и понятия «революционер», «вождь», «руководитель», является абстрагированным понятием, строящимся на существенном признаке осуществляемой деятельности в социальных отношениях. <...> Некоторые авторы, выделяющие на основе деятельностных характеристик социальные роли личности в обществе, в понятии «реформатор» видят социальную роль управления преобразованиями в развитии общества. <...> Несмотря на исторические свидетельства о деятельности великих и не очень великих реформаторов, остается нерешенной проблема соотношения в реформаторе личностного и социального как проблема соотношения внутренних черт, присущих личности, и социально приобретенных ролевых навыков. <...> Кто и при каких условиях становится © Грицкевич Т. И., 2010 2* 19 <...>