ОГЛАВЛЕНИЕ
От автора .............................................................................................. 4
Глава I. Истоки становления субъектности Э. Фромма .......... 20
1. Семейное окружение и детские впечатления:
на пороге отрицающей жизненной практики
(1900–1914) ..................................................................... 21
2. Гуманистический иудаизм – путь Фромма
к собственной идентичности (1914–1922):
Н.А. Нобель, Г. Коэн .................................................... 30
Глава II. Духовно-ментальное развитие Э. Фромма:
к рациональным основаниям отношения
человека с миром ............................................................. 33
1. Психолого-практические «семена»
гуманистического радикализма Фромма (1922–1930):
З.Б. Рабинков, Ф. Рейхманн ......................................... 33
2. Рациональность религиозного опыта:
Фромм и Судзуки ........................................................... 55
Отклики и свидетельства о Фромме ................................................. 77
Справочные материалы ...................................................................... 130
Библиографический список ............................................................... 146
3
Стр.3
ОТ АВТОРА
«Вся проблема, которую как род человеческий,
так и каждый индивид должны решить,
состоит в том, чтобы родиться»
Эрих Фромм [6, с. 12].
Наряду с многочисленными проблемами, существующими в
настоящее время, глобальной проблемой остается сам человек.
Тема антропологического кризиса не сходит со страниц работ
современных мыслителей. Все чаще ученые отмечают тупиковую
ситуацию человеческой цивилизации, говорят о том, что человеку
и истории пришел "конец". Трагической констатацией звучит
предупреждение Э. Фромма: "Человек располагает такими
средствами уничтожения, перед которыми любовь к жизни может
оказаться бессильной" [7, c. 51].
Проблема человека, являясь одной из основных проблем в
течение многих тысячелетий истории человечества, в XXI веке
предстала как сложнейшая проблема, требующая не только
теоретического осмысления, но и поиска практического решения
жизненно важных задач. В этой связи, обращение к творческому
наследию мыслителей, предпринимающих в своих трудах
попытку переосмыслить привычные способы отношения человека
к действительности и найти новые, заслуживает особого
внимания. К числу таких мыслителей относится Эрих Фромм
(1900-1980) – выдающийся немецко-американский мыслитель XX
века, хорошо известный российской научной общественности,
идеи которого послужили катализатором философских споров и
дискуссий, поднявших обширный пласт антропологической,
социальной и онто-гносеологической проблематики.
Необычайна судьба Э. Фромма, который, говоря словами
поэта, «жизнь свою продумал, а мысли пережил». По-своему
взаимодействуя с миром, с людьми, имея серьезный подход к
жизни и придерживаясь самых строгих правил человеческого
общежития, сохраняя высокое чувство ответственности за
происходящее в мире, Э. Фромм никогда не отсиживался на
«домашних рубежах». Никогда не являясь «кабинетным
4
Стр.4
затворником» и не занимая ничьих постов, он выступил одной из
центральных
фигур,
заложивших
основы
концепции
«гуманистического радикализма». Э. Фромм делает акцент на
способности человека актуализировать человеческие качества –
достигать взаимодействие со своим внутренним миром, утверждая
мир на Земле.
Интерес к философским изысканиям Э. Фромма неизмеримо
возрастает, ибо в своей системе «гуманистического радикализма»
он во многом предвосхитил постановку и отчасти решение
актуальных проблем современности.
К сожалению, тексты Э. Фромма не всегда имеют признание.
Э. Фромма безжалостно критиковали. В сознании целого
поколения ученых XX столетия он так и остался буржуазным
реформатором. Между тем, его концепция "гуманистического
радикализма" содержит в себе такой эвристический потенциал,
который заслуживает не только самого пристального изучения, но
и реализации, так как во многом помогает актуализировать
созидательный характер и направление развития современной
философской мысли не только за рубежом, но и в России,
особенно в ситуации формирования культуры планетарного
мышления. Каждое произведение Э. Фромма содержит социальнопсихологическое
ядро, устремленное в завтрашний день,
открывающий "новые соединения микро молекул человеческой
расы" (Э. Фромм) в целом. "Я верю, – пишет Э. Фромм, – что
каждый человек представляет все человечество. Мы различаемся
по уму, здоровью, способностям. Тем не менее, мы все едины. Все
мы святые и грешники, взрослые и дети, но ни один не
превосходит другого и не судья ему. Все мы прозрели вместе с
Буддой, всех нас распяли на кресте вместе с Христом, и все мы
убивали и грабили вместе с Чингисханом, Сталиным и Гитлером"
[8, c. 372].
Э. Фромм буквально захвачен исследованием феномена
авторитарности и бескомпромиссно осуждает какие бы то ни было
формы проявления зла, агрессии и насилия в человеческом
обществе, видя свою миссию в создании философии
общечеловеческого гуманизма. Целью человека является
достижение полной независимости и свободы, что предполагает
постоянные усилия прорваться сквозь преграду фикций и иллюзий
5
Стр.5