№ 4 УДК 539.3:534.1 КОНЕЧНО-ЭЛЕМЕНТНЫЙ АНАЛИЗ ОСЕСИММЕТРИЧНОГО ПЬЕЗОЭЛЕКТРИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА НАКОПЛЕНИЯ ЭНЕРГИИ ПРИ КИНЕМАТИЧЕСКОМ И СИЛОВОМ ВОЗБУЖДЕНИИ КОЛЕБАНИЙ 2014 г. Ле Ван Зыонг Ле Ван Зыонг – аспирант, кафедра «Теоретическая и прикладная механика», Донской государственный технический университет. <...> E-mail: leduong145@gmail.com Рассматривается пьезоэлектрический генератор, являющийся главным элементом устройства накопления энергии, имеющий конструкцию биморфа с двумя тонкими, симметрично расположенными пьезоактивными слоями и дисковидным центральным несущим слоем. <...> Пьезоэлектрический генератор моделируется в рамках линейной теории электроупругости. <...> Основным инструментом исследования являются осесимметричные конечно-элементные модели, реализованные в пакете ANSYS. <...> Рассматривается два способа возбуждения колебаний (кинематический и силовой). <...> В первом устройство, консольно закрепленное по внешнему радиусу, совершает гармонические установившиеся вертикальные колебания вместе с некоторой подвижной системой, во втором на него в вертикальном направлении действует гармоническая внешняя сила. <...> Рассмотрены также случаи, когда выходной электрод свободен или подключен к внешней электрической цепи с активным сопротивлением. <...> С помощью расчетов в пакете ANSYS изучаются вопросы зависимости первых собственных частот, выходного потенциала и мощности от геометрических параметров, сочетания материалов элементов устройства и величины активного сопротивления, и осуществляется выбор рациональных значений. <...> Численно исследованы два случая колебаний на первой резонансной частоте и в низкочастотной области на частоте, значительно меньшей частоты первого резонанса. <...> In this paper, we consider the piezoelectric generator as the main element of energy storage device having a bimorph structure with two thin symmetrically-arranged piezoactive layers and a discoid central support layer. <...> Одним из таких источников являются механические колебания, окружающие нас повсюду: колебания рельсов при движении поезда <...>