№ 1 САМОПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ КАК ОБЪЕКТ РЕГУЛИРОВАНИЯ: СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД А. И. <...> Стеценко, Е. Ю. Литинская, А. А. Стеценко Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 16 декабря 2011 г. Аннотация: предлагается модель гибкой (подвижной) матрицы для соотнесения, измерения и контроля развития обстоятельств и участников единого вузовского образовательного комплекса, в его конкретном преломлении в сфере студенческой самоподготовки. <...> Организация самоподготовки студентов в современном вузе представляет собой актуальную социальную проблему, связанную с развитием самостоятельности будущих специалистов, преодолением барьеров между устаревшими нормами обучения в вузе и современными подходами, обусловленными необходимостью чуткого реагирования системы контроля и регулирования образования на возникающие ситуации. <...> Одним из продуктивных способов анализа проблемы представляется матричный подход с применением гибкой матрицы, в которой в зависимости от потребности меняются: предметное содержание и набор показателей качества самоподготовки студентов; структура факторов, определяющих состояние самоподготовки; напряженность связей между элементами и участниками образовательного процесса и др. (таблица). <...> Структура матрицы отражает контролируемую и сменяемую при исследовании совокупность структурных единиц и факторов, в данном случае самоподготовки. <...> Набор элементов, а также шкалы вопросника, математический аппарат для определения зависимостей между элементами позволяют фиксировать отношение студентов к самоподготовке и наметить пути оптимизации этого процесса. <...> Контроль изменений отношения студентов к самоподготовке на факультетах и в вузе в целом (в динамике) осуществляется © Стеценко А. И., Литинская Е. Ю., Стеценко А. А., 2012 130 на основе целенаправленного социологического исследования характеристик самоподготовки. <...> В единой структуре матрицы подконтрольными (и регулируемыми <...>