Уважаемые читатели!
Приложениекжурналу
«МОДЕЛИСТКОНСТРУКТОР»
А.Г. Кузенков, А.Ю. Царьков
Черноморские
«малые охотники»
защищают Родину
часть 2
05 (212)•2017 г.
ЖурналзарегистрированвМинистерствеРоссийскойФедерацииподелампечати,телерадиовещанияисредствмассовыхкоммуникаций.Рег.свидетельствоПИ№77-12434
Издаетсясянваря1995г.
УЧРЕДИТЕЛЬИИЗДАТЕЛЬ–ЗАО«Редакцияжурнала«Моделист-конструктор»
Главный
редактор И.А.ЕВСТРАТОВ
Ответственный редактор А.Ю.ЦАРЬКОВ
Литературный редактор С.А.ДАНИЛОВА
Корректор Г.Т.ПОЛИБИНА
Компьютерная верстка: М.В.ТИХОМИРОВА
127015,Москва,А15,ул.Новодмитровская,д.5а,
«Моделистконструктор»(495)7873554
www.modelistkonstruktor.ru,more@modelist-konstruktor.ru
Подп. к печ. 04.05.2017. Формат 60х90 1/8. Бумага офсетная № 1.
Печать офсетная. Усл. печ.л.04. Усл. кр.отт. 10,5. Уч.изд. л. 06.
Заказ № 346. Тираж 800 экз.
Отпечатано в типографии ООО «Юникопи»
Адрес: 603104, г. Нижний Новгород, ул. Нартова, д. 6, к. 4.
тел . +7 (831) 283-12-34 www.unicopy.pro
Мнениередакцииневсегдасовпадаетсмнениемавтора.
Авторыматериаловнесутответственностьзаточностьприведенныхфактов,атакжезаиспользованиесведений,неподлежащихпубликациивоткрытойпечати.
Ответственностьпередзаинтересованнымисторонамизасоблюдениеихавторскихправнесутавторыматериалов.Перепечаткавлюбомвиде,полностьюиличастями,запрещена.
ДОРОГИЕ
ЧИТАТЕЛИ!
Напоминаем тем, кто не успел подписаться на первое
полугодие 2017 года, что вы можете и сейчас выписать по
каталогу Роспечати и со следующего месяца регулярно получать
наши издания: «Моделист-конструктор» (подписной
индекс – 70558), «Морская коллекция» (подписной индекс –
73474), «Авиаколлекция» (подписной индекс – 82272).
В этом номере «Морской коллекции» мы продолжаем рассказ
о черноморских «морских охотниках» – сторожевых катерах и
малых охотниках типов МО-2, МО-3, МО-4 и МО-6. Именно на
них и их экипажи в годы ВОВ легла огромная боевая нагрузка
и эти небольшие кораблики стали настоящими лидерами
«малой войны» на Черном море. Они несли дозорную службу,
сопровождали конвои, одиночные транспорты и боевые корабли,
провожали и встречали подлодки, ставили минные банки,
унич тожали плавающие мины, атаковали вражеские подлодки,
высаживали разведгруппы и диверсантов, выполняли другие
задачи командования. Без их участия не проходила ни одна
операция Черноморского флота. В этом номере мы расскажем
о событиях июня – декабря 1942 гг., то есть от начала летнего
штурма Севастополя до конца 1942 г.
В этот период наш противник завершил операцию «Охота на
дроф» по ликвидацию Крымского фронта. После этого он начал
операцию «Лов осетра» по блокаде и штурму Севастополя.
И эта операция была проведена успешно так как наше командование
не смогло за полгода создать достаточных запасов
боеприпасов для артиллерии и минометов, топлива всех видов,
медикаментов и продовольствия. В осажденном Севастополе во
время штурма не хватало даже воды – жажду его защитники утоляли
севастопольским шампанским огромные запасы которого
хранились в штольнях в Южной бухте. Им же промывали раны.
Пополнить запасы с Большой земли так и не смогли.
Последние дни обороны города стали настоящей «героической
трагедией» и завершились только в середине июля 1942 г.
Большинство его защитников попала в плен и лишь немногим
удалось спастись на «морских охотниках», базовых тральщиках
и подводных лодках. Избранных вывезла авиация. Крайне мало
смогло достичь большой земли на подручных средствах. Эта
тема еще нуждается в дальнейшем изучении и мы лишь кратко
осветили участие в ней катеров типа МО.
После падения Севастополя Вермахт провел успешное летнее
наступление и вышел к Сталинграду и берегам Азовского моря.
А вскоре началась битва за Кавказ – одна из самых продолжительных
в годы ВОВ. Она длилась 442 дня (с 25 июля 1942 г. по
9 октября 1943 г.). В ходе Северо – Кавказской стратегической
оборонительной операции (с 25 июля по 31 декабря 1942 г.) войска
Северо-Кавказского и Закавказского фронтов и Черноморский
флот смогли сдержать натиск противника. Несмотря на многочисленные
трудности они не допустили его продвижения вглубь
кавказского побережья. Он был остановлен в юго-восточной части
Новороссийска, восточнее Моздока, на подступах к Орджоникидзе,
на перевалах Главного Кавказского хребта.
В этих успехах огромная заслуга моряков-черноморцев,
которые не только защищали свои базы на Кавказе, но ежедневными
«каботажными» перевозками обеспечивали войска
вооружением, пополнением, боеприпасами, топливом и продовольствием.
В них активно использовали боевые корабли всех
классов (кроме линкора и подлодок). Активно задействовали
так называемые «военные транспорты» – бывшие гражданские
суда ставшие боевыми (11 тральщиков, три сторожевика, три
канлодками и два минзага). Их, как и простые транспорты, в
«каботажных» рейсах охраняли «морские охотники», которые
за второе полугодие 1942 г. совершили 2187 походов по эскортированию
судов – 170 за июль, 466 в августе, 453 за сентябрь,
398 в октябре, 293 за ноябрь, 407 в декабре.
Фотографии для номера предоставлены авторами, Н.Н. Афониным
и В.Н. Даниловым.
Уважаемые читатели! Вы можете приобрести электронную
версию наших журналов прошлых лет на сайтах:
rucont.ru, pressa-rf.ru, akc.ru
На 1-й странице обложки: фотография из собрания
Н.Н. Афонина
© ЗАО «Редакция журнала «Моделист-конструктор», 2017
«Ìîðñêàÿ коллекция» ¹ 05’2017
1
1
Стр.3