УДК 004.946 ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ АВАТАРА В ВИРТУАЛЬНОЙ СРЕДЕ 2012 г. Д.В. Гринченков, Д.С. Ситалов Южно-Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт) South-Russian State Technical University (Novocherkassk Polytechnic Institute) Рассмотрены особенности программной реализации системы моделирования действий оператора в современных обучающих тренажерах, построенных с использованием технологий виртуальной реальности. <...> Изложены практические аспекты создания трехмерной модели человека, которая может эффективно использоваться в составе разработанного программного обеспечения для визуализации действий оператора. <...> Ключевые слова: тренажер; моделирование движений человека; геометрическое моделирование человека; виртуальная реальность. <...> Одним из современных средств подготовки космонавтов являются тренажерные и моделирующие комплексы, построенные с использованием технологий виртуальной реальности. <...> Одним из перспективных направлений совершенствования обучающих систем данного типа является разработка и внедрение системы моделирования и визуализации действий оператора путем включения в виртуальную среду образа оператора (аватара). <...> Разработка и исследование математических моделей движения аватара представлены в работах [1 – 3]. <...> Для обеспечения присутствия в виртуальной среде моделируемого объекта образа оператора создан пакет прикладных программ, реализованный на языке С++ с использованием следующих программных средств и библиотек: – Microsoft Visual Studio 2008 – интегрированная среда разработки; – Microsoft DirectX – графическая библиотека, используемая для визуализации модели аватара; – NVidia PhysX – библиотека моделирования физических процессов, используемая для формирования движения аватара в оперативном пространстве на основе кинематики и динамики манипуляторов; 25 – Lua – язык описания сценариев, применяемый для реализации выполнения <...>