: Вузовская лекция от первого лица : межвуз. сборник статей. <...> З. Д. Попова Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 27 сентября 2010 г. Аннотация: в рецензии отражены педагогические разработки авторов статей сборника о роли, содержании и формах вузовской лекции, подчеркивается особая роль личности лектора, значение содержательности материала, методики изложения, ораторского искусства преподавателя в профессиональном становлении студентов. <...> Ключевые слова: лекция, вузовский лектор, профессиональная позиция и личность лектора. <...> Данный сборник, как написано на открывающей его странице, памяти профессора Петра Михайловича Гапонова посвящается. <...> Именно Петр Михайлович Гапонов был инициатором становления вузовской педагогики. <...> Вузовская педагогика стала оформляться как самостоятельный отдел педагогики с середины 60-х г. XX в. <...> Гапонова получило развитие в ВГУ и в других вузах Воронежа. <...> Естественным было и появление главного педагогического журнала ЦЧР «Вестник ВГУ. <...> Все разделы объединены одной проблемой, а именно проблемой личной причастности лектора к читаемому им курсу. <...> Содержание и сложности решения названной проблемы подробно раскрыты во вступительной статье редактора сборника доктора педагогических наук, профессора С. М. Годника. <...> Согласно его концепции (для краткости названной Я-концепция), лектор – это не рупор, озвучивающий программный материал по своему предмету, а личность, приобщающая студентов к своей профессиональной позиции. <...> © Попова З. Д., 2011 Я-концепцию развивают в статье «Я-концепция преподавателя как предпосылка его личностной самоэффективности» К. М. Гайдар и М. И. Гайдар. <...> Самоэффективность, – пишут авторы, – это представление человека о своей способности справляться с отдельными задачами и ситуациями и убеждение в возможности эту способность реализовать. <...> Для воспитания самоэффективности у студентов самоэффективным должен быть преподаватель. <...> Авторы предлагают <...>