ВЕДУЩИЕ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ УДК 378 ЛОКОМОТИВЫ И ВАГОНЫ (о понятии «научная школа») И. А. Стернин Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 21 августа 2008 г. Аннотация: Формулируется понятие «научная школа», рассматриваются критерии современной научной школы, ее основные и дополнительные признаки. <...> Положительно-оценочная коннотация этого понятия, престижность иметь научную школу для ученого, важность показателя «наличие научных школ» для аттестации вузов приводит в последнее время к высокой частотности этого словосочетания и, как следствие, к определенной девальвации этого понятия. <...> Представляется, что научная школа это не любая совокупность учеников профессора, не любой коллектив, работающий по руководством профессора, это не любая кафедра, на которой есть аспиранты и научный руководитель. <...> Кафедра, лаборатория, исследовательский центр, несколько кафедр это организационная база научной школы, материальная база школы, но еще не сама школа. <...> © Стернин И. А., 2008 Нам представляется, что подлинная научная школа прежде всего не должна быть административной единицей. <...> Для действительной научной школы важно признание ее руководителя и значительного количества его учеников, их достижений за пределами той организационной структуры, в которой непосредственно работает руководитель школы или его основные ученики. <...> Научная школа это научный коллектив, объединение исследователей вокруг проблемы и путей ее решения. <...> Рассмотрим известные нам критерии отнесения того или иного коллектива к рангу ведущих научных школ, в разное время предлагавшиеся нашим университетом, министерством и отдельными учеными. <...> • Воспитание в коллективе школы не менее пяти докторов по научному профилю школы (за все время), включая руководителя, подготовившего докторов наук. <...> • Наличие вместе с руководителем не менее трех докторов наук, работающих в данном научном учреждении на постоянной основе <...>