№ 1 УДК 378 ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ СУБЪЕКТИВНОСТИ В ПРОЦЕССЕ УНИВЕРСИТЕТСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Н. А. <...> Мещерякова Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 19 марта 2008 г. Аннотация: В статье предпринимается попытка философского обоснования педагогического процесса, призванного служить формированию творческой субъективности студента. <...> Эта цель особенно актуальна для классического университета, выпускники которого должны быть ориентированы на творческий поиск, адекватный современному миру принципиально непредсказуемых возможностей. <...> Если мы не вложим в себя это… вкус ко всей загадочности и полноте бытия и мира, нескованность школами и догматическими мнениями и при всем том, однако, глубокое желание узнавать и слышать — то университетские годы внутренне потеряны, какую бы груду познаний мы ни натаскали отовсюду. <...> Никогда не перестаешь удивляться величайшей прозорливости таланта: слова Хайдеггера, произнесенные более семидесяти лет назад, с абсолютной точностью характеризуют ситуацию и потребности нашего времени. <...> И груды натасканных отовсюду познаний (что и есть информация в своем чистом, замыкающемся на себя смысле) — это из серии столь же чистого, не замутненного своей противоположностью «иметь». <...> Нет, обе эти стратегии не враждебны, они прекрасно работают вместе, но лишь когда их внутренняя гармония питается духовной энергией творческой свободы. <...> Особенно, потому что сегодня, как никогда раньше, легко оказаться захваченным средствами постижения мира и отчужденными результатами этого постижения, раствориться в них (человек-машина, странствующая по информационным сетям матрица, киборг и т.д.), опознав эту свою новую зависимость как совре© Мещерякова Н. А., 2008 98 менность, как свободу. <...> А если она и возникнет, то не приведет ли это лишь к умножению той самой «груды», о которой говорил Хайдеггер? <...> Законы отчуждения везде одинаковы, в какой бы сфере оно ни возникало. <...> Попытка же прямо <...>