2007058137
3
ef \г~ъ> \. • взглядъ HA НАУКУ УГОЛОВНАГО ЗАКОНОВ Д НІЯ. <...> Оио даетъ челов ку іірава и обезпечпваетъ спокойное ііользоваиіе нмп; но въ вознагражденіе за это требуетъ отъ него, чтобы онъ уважалъ права другихъ, которые живутъ съ нимъ, и вообще нич мъ не нарушалъ мирное состояыіе • общества. <...> Какъ отрпцаніе закона, какъ д йствіе своевольное,какъпротивопоставлеиіе, возиошеніе своей лпчной воли на волю общую, вырансепную възакон ,—какъ злоупотребленіе свободы, оио необходігао требуетъ бол е щп меи е сильнаго противод йствія, сыотря no важностп парушеішаго закона и степени самаго нарушенія, которымъ-бы парушенный законъ былъ возстановленъ во всей сил , и частная воля, пося; нувшая иа волю общую, возвращена въ указаиные ей пред лы. <...> Науку уголовнаго законов д нія обыкновеипо разд ляютъ на дв части: на общую и особеыиую. <...> III. ^тотъ методъ изученія наукъ, самый простой и естественный, былъ однакоя^е принятъ въ наук уголовнаго законов д нія пе преждё, какъ во второй половин лрошедшаго стол тія. <...> До этого времени все изученіе уголовнаго права, наряду , съ другйып юридическиып наукаып, ограничивалось однимъ истолкованіеыъ положительныхъ псточниковъ его, при чемъ ииогда объяспяеыы былп и общія понятія о преступленіяхъ п иаказаніяхъ, большею частію иекстати, а всегда неполно и недостаточно. <...> Находя этотъ способъ пзученія общпхъ началъ уголовнаго <...>
Взгляд_на_науку_уголовного_законоведения.pdf
3
ef \г~ъ>
\.
•
взглядъ
HA НАУКУ УГОЛОВНАГО ЗАКОНОВ Д НІЯ.
Пон^тіе науки. Сост;шныя части и предметъ. Методъ изученія. Сродпыя •
науки: зиііченіе ихъ въ областн юридическнхъ паукъ. Вспомоі'ательныя науки.
I. Челов къ есть существо свободное. Свободнымъ онъ
остается н въ государств . Можно даже сказать, что въ і осударств
только онъ и етановится истинцо-свободыымъ. Жпвя съ
другіши свободыыми существами, челов къ иеобходимо вступаетъ
въ разнаго рода связи и отношенія п паходитъ такимъобразомъ
поводы и случаи упраншять u развивать свои правствеииыя
способности и силы, которыя безъ тоіо остались-бы
въ усыпленіи. Но общежитіе невозмолгно безъ поягсртвованій
и устуіюкъ. Оио даетъ челов ку іірава и обезпечпваетъ спокойное
ііользоваиіе нмп; но въ вознагражденіе за это требуетъ
отъ него, чтобы онъ уважалъ права другихъ, которые живутъ
съ нимъ, и вообще нич мъ не нарушалъ мирное состояыіе
• общества. ГІосему въ обществ возможна лпшь свобода разулыая,
подлеаіаіцая разнымъ ограниченіямъ. Пред лы, до которыхъ
можетъ простираться свободиая д ятельность челов-Ъка-граждаиипа,
опред ляются въ т хъ законахъ, на котор^іхъ
осповывается весь существующій въ государств обще^твеиный
порядокъ. Но и къ законамъ отношеиіе челов іса Т
акяіе
свободиое. Онп лпшь ограничиваютъ его волю, но связать ее
не ыогутъ, да и пе им ютъ въ виду, потому-что "-цм ютъ д ло
нс съ машішами, а съ живыми и самобытпьшис' ществамп коУ
і
•
Стр.3