удк 339 теНдеНцИИ моНополИзацИИ рыНкоВ роССИйСкой федерацИИ: от моНополИСтИчеСкой коНкуреНцИИ – к чИСтой моНополИИ В. г. попов воронежский государственный университет поступила в редакцию 12 марта 2012 г. аннотация: анализируется взаимосвязь динамики изменения объемов вложений в неценовые методы конкуренции (рекламу) и темпов роста ВВп – объемы вложений в рекламу могут служить индикатором развития конкуренции на рынках. рассматривается роль неценовых методов в различных моделях конкуренции, а также роль и специфика государственного регулирования на конкурентных рынках. определяются угрозы развитию конкуренции на рынках российской Федерации и пути минимизации этих угроз. ключевые слова: конкуренция, методы неценовой конкуренции, валовый внутренний продукт, реклама, монополизация рынков, государственное регулирование, угрозы развитию конкуренции. a�stract: interdependence between the dynamics of changes in the amount of investment into price-free methods (advertising) and gross internal output is studied. <...> Тенденции монополизации рынков российской Федерации можно выявить с помощью анализа взаимосвязи динамики изменения объемов вложений в неценовые методы конкуренции (на примере рынка рекламы) и темпов роста ВВп. реклама − индикатор экономических преобразований, отражающий как уровень конкурентных отношений, так и уровень социального и экономического развития общества. объемы вложений в рекламу напрямую связаны с покупательной способностью населения, возможностью осуществить выбор товара и его производителя, обусловлены возможностью конкурировать на рынке и, в свою очередь, сами влияют на конкуренцию. поэтому изменения уровня вложений в методы неценовой конкуренции могут выступать в качестве инструмента анализа тенденций развития рынков. <...> 1, 2 представлены данные об изменении в денежном выражении вложений в рекламу как форму неценовой конкуренции и ВВп россии в 1997–2011 гг. <...> Спад объемов вложений в рекламу в конце 1998 – начале 1999 г. и в конце 2008 <...>