Публицистика Сергей Левицкий Оправдание духа (Прогиб духоморов) Можно ли оправдывать дух? <...> Иначе у нас не возникал бы вопрос о смысле жизни, который предполагает, что жизнь, даже «в свое удовольствие» •— не самодостаточна, что она должна быть одухотворена — просвещена светом истины, добра, красоты. <...> О, конечно, жизнь и сама по себе есть великая ценность, и, не любя жизни, вряд ли можно желать просвещать ее. <...> Но вся история человечества 'свидетельствует, что человек не может удовлетвориться одним самопотешением, что ему свойственно ставить себе цели, далеко выходящие за рамки биологической и даже психосоциальной жизни. <...> Как говорил Гегель, дух использует в своих целях человеческие страсти и честолюбия, и в этом заключается «хитрость разума». <...> Человек, хочет он этого или не хочет, есть существо не только биологическое, и не только социальное, но прежде всего существо духовное, не могущее жить без стремления к познанию, без нравственного или юридического закона, без жажды красоты и — самое главное — без религии. <...> И, тем не менее, за последнее время все явственнее обозначаются признаки отрицания духовного начала в человеке, стремление освободиться от бремени «духа», ради вящего утверждения «жизни» — стремление к эмансипации тела от души, и души — от духа. <...> Это, конечно, уже более не стремление вернуться в лоно матери природы. <...> Современный человек вряд ли захочет отказаться от всех удобств, которые предоставляет ему современная индустриальная цивилизация, привычка к которой вошла в наши рефлексы. <...> Это, скорее, 160 СЕРГЕЙ ЛЕВИЦКИЙ стремление снять с себя ответственность за шок» судьбу, стремление раствориться в «работе», в социальных функциях, оставляя за собой «частную жизнь» лишь для отдыха и развлечений. <...> Это восстание против духовного начала в человеке проявляет себя в тысяче признаков. <...> Коммунисты оггжровенно •стремятся создать безбожную цивилизацию <— вплоть до гонений на религию и стремления превратить <...>