УДК 811.161.1 СИНТАКСИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ДЕЕПРИЧАСТИЯ С ПОЗИЦИЙ СОВРЕМЕННЫХ ЛИНГВИСТИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ Т. Ю. <...> Кудрявцева Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 5 октября 2011 г. Аннотация: исследование посвящено изучению проблемы определения синтаксической функции деепричастия. <...> Приводятся различные точки зрения на место деепричастия в системе предикативных средств и вслед за А. М. Ломовым утверждается, что деепричастие в предложении в зависимости от условий реализации выступает в качестве сказуемого – второго или второстепенного. <...> Ключевые слова: деепричастие, двойное сказуемое, второе сказуемое, второстепенное сказуемое, базисная пропозиция, небазисная пропозиция. <...> Abstract: this study investigates the problem of determining the syntactic function of participle. <...> The article presents different perspectives on the place of participle in the system of predicates and, following A. <...> Lomov, argues that the role of participle in the sentence – a second or secondary predicate – depends on the conditions of it’s implementation. <...> Key words: participle, double predicate, the second predicate, a secondary predicate, the basic proposition, nonbasic proposition. <...> Восходящее по своей природе к древним кратким формам действительных причастий настоящего и прошедшего времени, употребляемых в именительном падеже единственного и множественного числа, деепричастие возникло как особая глагольная форма. <...> Изменение причастий в деепричастия вызвано двойственностью функции краткого действительного причастия, что явилось причиной недостаточной четкости в разграничении этой категории [1, с. <...> По наблюдению А. А. Потебни, краткое причастие находилось в аппозиции, т.е. выполняло промежуточную функцию: с одной стороны, оно тяготело к имени (подлежащему), согласуясь с ним в роде, числе и падеже, с другой – было тесно связано с глаголомсказуемым [2, с. <...> Постепенно данное причастие утратило связь с подлежащим, лишилось категорий рода, числа и падежа и превратилось в неизменяемую глагольную форму [3], которую М. Смотрицкий <...> В школьных учебниках оно долгое время рассматривалось либо как обособленное обстоятельство, либо как оформитель <...>