Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация  / №1 2010

ТИПИЗИРОВАННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И «СБОЙ» СТЕРЕОТИПОВ В ИХ ЯЗЫКОВОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ (90,00 руб.)

0   0
Первый авторДолгова
Страниц4
ID516547
Аннотациястатья посвящена вербальной репрезентации и «слому» стереотипов в коллективном сознании носителей русского языка
УДК811.112.2
Долгова, М.В. ТИПИЗИРОВАННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И «СБОЙ» СТЕРЕОТИПОВ В ИХ ЯЗЫКОВОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ / М.В. Долгова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация .— 2010 .— №1 .— С. 47-50 .— URL: https://rucont.ru/efd/516547 (дата обращения: 26.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

УДК 811.112.2 ТИПИЗИРОВАННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И «СБОЙ» СТЕРЕОТИПОВ В ИХ ЯЗЫКОВОЙ РЕПРЕЗЕНТАЦИИ М. В. <...> Долгова Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 21 сентября 2009 г. Аннотация: статья посвящена вербальной репрезентации и «слому» стереотипов в коллективном сознании носителей русского языка. <...> Современная когнитивно ориентированная наука о языке раздвинула рамки понимания термина «стереотип», трактуемого словарями как «прочно сложившийся образец чего-нибудь, стандарт» [1, с. <...> 580], а образованное от него прилагательное «стереотипный» – как «повторяющийся в неизменном виде, воспроизводящий нечто общеизвестное, шаблонное, трафаретное» [2, с. <...> В настоящее время кроме своего обыденного значения, данный термин приобрел специальное социопсихологическое и лингвистическое толкование. <...> Анализу этого феномена посвящены труды многих отечественных и зарубежных ученых (среди них – работы Л. И. Гришаевой и Л. В. Цуриковой, П. Н. Донца, В. И. Карасика, В. В. Красных, Л. П. Крысина, Н. Л. Чулкиной, У. <...> ) С когнитивной точки зрения, «стереотип» рассматривается в виде особой структуры представления знаний, родственной понятию прототипа, роль которого заключается в репрезентации нашему сознанию лучшего примера той или иной категории (по Э. <...> Рош) или «фамильного сходства», построенного на идее размытых границ в определении вещей и их наименований, когда в каждом члене категории узнаются в большей или меньшей степени сближающие их общие типичные характеристики (по Л. Витгенштейну <...> Прототипический подход позволяет структурировать категорию, увидеть в ней «центр» и «периферию» (так, центр категории «игрушка» формируют «кукла» и «мяч», а «коньки» или «качели» находят свое место на периферии) [3, с. <...> Вместе с тем стереотип отличается от прототипических репрезентаций по ряду параметров. <...> Это © Долгова М. В., 2010 лучший (в смысле – наиболее типичный) образец в пределах одного и того же класса, не обязательно отражающий <...>