083 ПЕРВОЕ МИНИСТЕРСКОЕ НАЗНАЧЕНИЕ НИКОЛАЯ II: ИСТОРИЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ Д. А. <...> Андреев Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова Поступила в редакцию 12 июня 2011 г. Аннотация: рассматривается история принятия императором Николаем II решения о первом после его восшествия на престол министерском назначении. <...> Ключевые слова: император Александр III, император Николай II, вдовствующая императрица Мария Федоровна, великий князь Александр Михайлович, великий князь Алексей Александрович, министр путей сообщения, министр финансов, С. Ю. Витте, А. К. Кривошеин, М. И. Кази, М. И. Хилков. <...> Первым кадровым решением молодого императора Николая II стала отставка министра путей сообщения А. К. Кривошеина в середине декабря 1894 г. Кривошеин был уличен в коррупционных действиях. <...> В историографии вопрос о вызревании первого министерского назначения Николая II до сих пор не получил должного освещения. <...> В статье Л. Е. Шепелева о М. И. Хилкове сказано только, что государь назначил князя руководителем МПС «по рекомендации» министра финансов и вдовствующей императрицы [1, с. <...> ) Даже в обстоятельной статье В. Л. Степанова, посвященной первым месяцам царствования Николая II, вопрос о кандидатах на освободившееся место министра путей сообщения и стоявших за ними силах не рассматривается. <...> В частности, говорят, будто новым министром путей сообщения должен стать глава Комиссии о мерах к поощрению российского торгового мореходства и судостроения и руководитель Императорского русского технического общест5 Д. А. Андреев ва М. И. Кази [3, л. <...> В отличие от Кривошеина, оказавшегося во главе Министерства путей сообщения исключительно благодаря связям и конъюнктуре, сложившейся для него благоприятным образом на момент перехода С. Ю. Витте из МПС в Министерство финансов, эта кандидатура не выглядела случайной. <...> Его следующей должностью стал пост управляющего Балтийским судостроительным и механическим заводом. <...> После ухода в 1893 <...>