Изучение территориально-политических систем дает эффективный исследовательский инструментарий для изучения политических процессов. <...> Политическая организация современного мира базируется главным образом на разделении стран и народов по территориальному принципу. <...> Само государство теснейшим образом связано с территориальными интересами. <...> Хорошо охраняемые национальные границы указывают пределы, на которые распространяются территориальный контроль и принудительная система. <...> В рамках самого национального государства внутригосударственные территориальные границы устанавливают пределы административного контроля, которым наделены те или иные субнациональные уровни или органы управления [1]. <...> На политические процессы, происходящие в современной России, существенно влияют различия территориально-политических интересов между структурными единицами политического пространства, причем качественные различия зависят от плотности социальных и политических коммуникаций: от одного территориальнополитического уровня к другому происходит политико-коммуникационный скачок. <...> Формирование особых политических интересов происходит как в отдельных регионах (точнее, в их ядрах, с которыми связаны идентичность, этнокультурные и социально-экономические характеристики), так и на отдельных уровнях. <...> Например, может оказаться, что не всякая территория является политической системой, как не каждая территория обладает признаками политического сообщества. <...> Существует проблема соотношения политической системы и географической границы, в том числе политикоадминистративной границы. <...> Рассмотрим возможности и ограничения использования системного подхода при изучении структуры политического пространства [2]. <...> Если рассматривать общее определение системы, то она представляет собой совокупность элементов, которые находятся в определенных отношениях и связях между собой и с внешней средой данной системы <...>