Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Грани  / № 85 1972

"Посещение музея" Набока в свете традиции модернизма (90,00 руб.)

0   0
Первый авторФостер Людмила
Страниц12
ID512323
АннотацияСтатья посвящена хаотическому рассказу "Посещение музея"
Фостер, Л. "Посещение музея" Набока в свете традиции модернизма / Л. Фостер // Грани .— 1972 .— № 85 .— С. 176-187 .— URL: https://rucont.ru/efd/512323 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Литературная критика Людмила Фостер «Посещение музея» Набокова в свете традиции модернизма В промежутке между двумя войнами в Европе распространилось одно из течений модернизма — третья и наиболее революционная его волна, известная под названием сюрреализма. <...> Под «абсолютной реальностью» Бретон и его последователи подразумевали синтез действительности и воображения, нечто лучшее, чем окружающий мир, 176 «ПОСЕЩЕНИЕ МУЗЕЯ» причем они придавали сюрреализму более широкое значение, нежел и просто художественному направлению, считая его новым восприятием жизни. <...> На эстетическом уровне — это было отказом от мнемонического искусства (т. е. имитирования ил и интерпретации то - го, чт о уж е существует в природе) и стремлением заменить его новым, индивидуальным видением мира в художественных произведениях, а также и в жизни. <...> Кроме того, отрицание сюрреалистами старых художественных и жизненных традиций, якобы ограничивающих свободу человека и художника , придало им некий бунтарский оттенок и вылилось позднее у некоторых (например, у Арагона) в сознательное стремление к перестройке общества. <...> Отрицая традиционные логические и художествен - ные категории, сюрреалисты искали новые средства выражения и в так называемом «автоматическом письме», которое должн о было ассоциативным путе м фик - сировать подсознательный процесс (ср. с джойсовским «потоком сознания»), и в гротесковых приемах и, как уж е говорилось, в поэтике сна, которая позже стала главной художественной доктриной сюрреализма. <...> Всё в произведении происходи т ил и существует по «логике сна»: без логических мотивировок, иррационально. <...> Модель мира, созданная поэтикой сна, лишена всякой причинной связи, а также пространственной и временной последовательности. <...> В художественных произведениях поэтика сна может проявляться по-разному: в одних — модель мира полностью сюрреальна, в други х — сюрреалистические элементы только «вкраплены». <...>