Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634558)
Контекстум
.
Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика.  / №2 2015

ТЕМА АФРИКИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПЕРВОЙ ТРЕТИ ХХ ВЕКА (90,00 руб.)

0   0
Первый авторКувшинов
Страниц5
ID512105
Аннотацияв статье на материале русской литературы периода первой трети ХХ века рассматривается тема Африки в рамках анализа структуры основных мотивов. Показывается дихотомический характер этой темы (свобода/угнетение, рай/ад, экзотичное/банальное, мечта/ реальность), ее преемственность, зависимость от стереотипов. Популярность этой темы объясняется ее схематичностью и шаблонностью, благодаря которым стала возможной декларация любых идеологических установок без доказательной базы. В таком случае Африка понималась как локус, где может происходить все что угодно, и с которым возможно связывать различного рода девиации повседневной жизни России
УДК821.161.1
Кувшинов, Ф.В. ТЕМА АФРИКИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПЕРВОЙ ТРЕТИ ХХ ВЕКА / Ф.В. Кувшинов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. .— 2015 .— №2 .— С. 46-50 .— URL: https://rucont.ru/efd/512105 (дата обращения: 18.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

УДК 821.161.1 ТЕМА АФРИКИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ ПЕРВОЙ ТРЕТИ ХХ ВЕКА Ф. В. <...> Кувшинов Липецкий институт кооперации Поступила в редакцию 26 января 2015 г. Аннотация: в статье на материале русской литературы периода первой трети ХХ века рассматривается тема Африки в рамках анализа структуры основных мотивов. <...> Показывается дихотомический характер этой темы (свобода/угнетение, рай/ад, экзотичное/банальное, мечта/ реальность), ее преемственность, зависимость от стереотипов. <...> Популярность этой темы объясняется ее схематичностью и шаблонностью, благодаря которым стала возможной декларация любых идеологических установок без доказательной базы. <...> В таком случае Африка понималась как локус, где может происходить все что угодно, и с которым возможно связывать различного рода девиации повседневной жизни России. <...> Традиционно тема Африки в русской литературе рассматривается в контексте творчества Н. С. Гумилева. <...> Лишь в творчестве А. С. Пушкина тема Африки начинает получать свою художественную трактовку, давая почву для оформления устойчивого концепта, впоследствии обозначающего нечто далекое, романтическое, свободное, экзотическое, недостижимое, иногда пугающее, часто чудесное, но, как правило, всегда дихотомическое1 . <...> Именно Пушкин кладет начало той традиции, согласно которой Африка предстает далеким романтическим локусом, ассоциирующимся со свободой и противопоставляемом России: «Пора покинуть скучный берег Мне неприязненной стихии И средь полуденных зыбей, Под небом Африки моей, Все эти сложные коннотации в полной мере обнаружат себя в русской литературе 1900—1930-х гг. <...> И в данном случае поэту не так уж важны реалии африканского мира, ему важен тот статус, который придает философия романтизма африканскому локусу, с которым можно связать различные романтические легенды, не требующие подтверждения. <...> Гончаровскую традицию в изображении Африки продолжат затем И. А. Бунин и Н. С. Гумилев. <...> Первый в рассказе «Дельта <...>