Васильева Дом русского зарубежья имени Александра Солженицына Поступила в редакцию 6 октября 2014 г. Аннотация: Статья рассматривает лирику выдающегося поэта первой волны русской эмиграции Георгия Иванова в контексте проблемы двойника. <...> Особое внимание уделяется послевоенным сборникам поэта с их сквозным мотивом зеркального отражения и распыления. <...> Обозначенная поэтом тема раздвоения вписывается в культурно-историческую парадигму, где двойник – символ темного начала – служит признаком разрушения цельности, внутреннего этико-онтологического единства субъекта. <...> Между тем Георгий Иванов стоит у истоков радикального переосмысления темы двойничества в русской литературе. <...> Ключевые слова: послевоенная лирика Георгия Иванова, мотив зеркального отражения и распыления, проблема двойника. <...> . И далее мотив зеркала проходит сквозной нитью через всю лирику поэта вплоть до последнего прижизненного сборника «Портрет без сходства» (1950). <...> В 50-е годы в эмигрантской печати появляются знаменитые «зеркальные» вариации с переходящей из стихотворения в стихотворение автоцитатойрефреном «друг друга отражают зеркала» из «Портрета… <...> Я верю не в непобедимость зла, А только в неизбежность пораженья. <...> 375] «Взаимно искажая отраженья»: мотив двойника в лирике Георгия Иванова Эти вариации, создавая многомерное пространство, словно под разным углом отражают судьбу лирического героя, – перед нами поэт, человек и, собственно, само творчество, помещенные в обманчивый лабиринт зеркал. <...> В современном литературоведении мотиву отражения в лирике Г. Иванова посвящены отдельные статьи, главы диссертаций и фрагменты книг1 1, в которых мы находим множественные рецепции зеркальной тематики – от статьи Н. А. Богомолова «Талант двойного зренья: Творческий путь Г. Иванова»2 двоемирия ивановской поэтики – до рассуждений в статье Т. С. Соколовой о «дихотомии реального/ фиктивного пространства, лежащего в основе структуры художественного <...>