МЕТОДОЛОГИЯ КОНЦЕПЦИИ УДК 159.9 РАЗВИТИЕ РОДИТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ: СУБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД М. В. <...> Маевская Воронежский государственный университет Ю. Г. Хлоповских Воронежский институт Государственной противопожарной службы МЧС России Поступила в редакцию 25 марта 2015 г. Аннотация: рассматриваются сущность и особенности развития родительской компетентности в юношеском возрасте. <...> Представлен теоретический и эмпирический анализ материнской сферы как качественной характеристики родительской компетентности в контексте субъектной парадигмы. <...> В современных психологических исследованиях [1] родительство рассматривается как интегративное комплексное образование личности родителя (отца – матери). <...> Главный смысл родительства – рождение и воспитание детей. <...> Если рассматривать семью как педагогическую систему, то формирование родительства одновременно выступает источником педагогических целей и средством их достижения (Р. В. Овчарова) [там же]. <...> Психолого-педагогическое формирование родительства включает два аспекта: 1) формирование родительства как средства воспитания ребенка; 2) формирование родительства как частного случая социализации ребенка в аспекте передачи представлений о семейных ролях, родительских и супружеских функциях. <...> Иными словами, психолого-педагогическое формирование родительства базируется на педагогическом потенциале семьи. <...> Родительская компетентность представляет собой личностное образование, включающее совокупность специальных (связанных с рождением, воспитанием и обучением ребенка) знаний и навыков, методических умений (умение самостоятельно находить пути решения комплексных родительских задач, навыки самообразования и © Маевская М. В., Хлоповских Ю. Г., 2015 саморазвития как родителя), личностных качеств, определяющих внутреннюю готовность индивида к осознанному родительству. <...> Структура психолого-педагогической компетентности родителя содержит <...>