ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА УДК 355.233 «КОМАНДИРСКАЯ ПЕДАГОГИКА» А. С. МАКАРЕНКО Т. С. <...> Вместе с этим в статье показывается обусловленность теории и практики А. С. Макаренко историко-культурным контекстом времени и реформаторским направлением под руководством Н. К. Крупской. <...> Ключевые слова: социальное воспитание, принципы социального воспитания, военнизация как эстетика быта, атрибуты, ритуалы, традиции, «командирская педагогика». <...> В настоящее время по-прежнему привлекает внимание исследователей и практиков, причем как отечественных, так и зарубежных, воспитательная система А. С. Макаренко. <...> Вместе с тем до настоящего времени такой компонент его воспитательной системы, как «военно-педагогический» зачастую подвергался критике. <...> Сам Макаренко объяснял свою приверженность «командирской педагогике» так: «Большой, огромный, исключительный даже в мировой истории успех имеет в воспитательной работе Красная Армия. <...> Потому такой большой, огромный успех, что воспитательная работа Красной Армии всегда до конца целесообразна и воспитатели Красной Армии всегда знают, кого они хотят воспитать, чего они хотят добиться» [1, с. <...> ХХ в. в Советской России, затем в СССР реализовывалась общегосударственная система социального воспитания, целью которой определялась подготовка «борца и строителя социалистического об© Просветова Т. С., 2013 щества». <...> В методах воспитания акцент переносился на развитие самодеятельности, активности, инициативы. <...> Реализация практики социального воспитания как следствие реформирования школы проводилась в рамках концепции социального воспитания, разработка которой велась Научно-педагогической секцией Государственного Ученого совета (НПС ГУСа), председателем которой являлась Н. К. Крупская. <...> Именно в этом историко-культурном контексте времени необходимо осмысливать воспитательные системы 20-х гг. <...> ХХ в. в целом и воспитательную систему А. С. Макаренко в частности. <...> Сущность <...>