Толчеева Липецкий государственный педагогический университет Поступила в редакцию 24 октября 2013 г. Аннотация: в данной статье анализируются изданные за последние тридцать лет труды отечественных исследователей, посвященные проблеме драматургического паратекста и отражающие новый подход к пониманию смыслообразующей роли авторской ремарки. <...> Паратекст рассматривается с точки зрения своего экспликативного метатекстового потенциала по отношению к драматургическому диалогу. <...> Ключевые слова: драматургический паратекст, авторская ремарка, система корреляций, диалогизация художественной формы. <...> Отечественная теория драмы представлена обширным количеством фундаментальных исследований, посвященных проблеме изучения поверхностных особенностей текста драмы, являющихся прямым отражением художественной «воли» автора (семантико-структурная и идейно-тематическая организация текста, создание композиционной перспективы, актантной модели и выбор способов и форм реализации свойственной драматургическому дискурсу «подражательной» модальности и т.д.) <...> 404], преобразуется в случае с драматическим текстом в особое сценически препарируемое и миметически репрезентируемое ценностно-смысловое полифоническое коммуникативное пространство, участники которого взаимодействуют как на внутреннем, так и на внешнем уровне. <...> Томассо) в данной статье понимается совокупность выполняющих металингвистическую роль не произносимых актерами авторских ремарок, находящихся в системе корреляций с диалоговой частью пьесы и эксплицирующих главную интенцию автора [2]. <...> © Толчеева К. В., 2014 значимость, по крайней мере, в силу нескольких причин. <...> Во-первых, ценные сведения, необходимые для понимания сущности «драматической формы», многочисленные исследователи черпают, как правило, из наблюдений над драматургическим диалогом, который составляет само «тело» пьесы и традиционно именуется словесным действием, что, на наш <...>