ТАРИКАТ КАДИРИЙЯ ЧЕЧЕНСКОГО СУФИЯ И УСТАЗА КУНТА-ХАДЖИ О. Н. <...> Попенков Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 14 февраля 2015 г. Аннотация: рассказывается об истоках исламского экстремизма на Кавказе, о зарождении суфизма в регионе; дается характеристика мистического тариката (духовного метода) исламского суфия и устаза Кунта-Хаджи и его практического значения для решения кризиса на Северном Кавказе. <...> Сегодня Россия столкнулась с огромной проблемой исламского экстремизма на юге нашей страны, в большой степени связанного, по мнению автора данной статьи, с историческим выбором российской власти на рубеже XIX–XX вв. <...> В нем в решительной степени играли и играют до сих пор свою практическую роль адаты (традиции) проживающих здесь народов, которые еще называют «законами гор». <...> © Попенков О. Н., 2015 82 Они (законы), другими словами, являются неписаными правилами поведения для всех без исключения кавказских наций. <...> Отсюда – неудавшаяся попытка исламиста и имама Шамиля объединить Кавказ в единый исламский эмират и повести его против России. <...> Чтобы приблизиться к изучению этой непростой для нашей страны темы, нужно обратиться к истории России и попытаться проанализировать суть борьбы на Кавказе двух противоборствующих направлений исламской мысли XIX в. <...> Это Шамилевская идеология мюридизма (последователей шариата, исламистовтрадиционалистов) и Зикризм (теория суфийских мистиков, последователей тариката) шейха КунтаХаджи, – теории и практики, не получившей до сих пор достойного освещения в отечественном исламоведении. <...> В связи с этим заслуживает внимания недавний диссертационный труд С. Б. Мирзаева «Суфизм на Северо-Восточном Кавказе: причины возникновения, сущность и особенности функционирования» [2, c. <...> В нем автор делает попытку дать подробный анализ возникновения и становления суфизма в арабских странах и на Кавказе, раскрыть религиозно-философскую сущность учения кавказского миротворца <...>