ГИНЦБУРГА (К ПРОБЛЕМЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ) © 2013 Г.А. Элиасберг, Г.М. Евтушенко, А.М. Евтушенко Российский государственный гуманитарный университет (РГГУ) Российская государственная академия интеллектуальной собственности (РГАИС) Аннотация: В статье рассматриваются вопросы психологии творчества и художественного восприятия на примере мемуарных свидетельств скульптора И.Я. Гинцбурга (1859–1939), посвященных его встречам с Л.Н. Толстым в период 1891–1909 гг. <...> Среди источников приводятся неопубликованные статьи и письма И.Я. Гинцбурга к семье Толстых и В.В. Стасову из архивных коллекций РО Государственного Русского Музея, РО Государственного музея Л.Н. Толстого, РО ИРЛИ (Пушкинский Дом), РО РНБ. <...> Дневники, письма, мемуарные и автобиографические сочинения, как и произведения литературы и искусства, служат важными источниками для изучения проблем психологии творчества и психологии искусства [1,2,3,4]. <...> Корпус текстов, сложившийся вокруг Л.Н. Толстого, представляет в этом смысле явление уникальное: помимо 90-томного (Юбилейного) Полного собрания сочинений (1928–1964), в которое наряду с художественными текстами и публицистикой вошли дневниковые записи 1847–1910 гг., автобиографические произведения («Исповедь», «Моя жизнь» и другие), 31 том писем, существует также обширная мемуарная и эпистолярная литература о Толстом, включающая «Дневники» С.А. Толстой и ее книгу «Моя жизнь», мемуары ее сестры Т.А. Кузьминской и детей Толстых, дневники и мемуарные свидетельства секретарей Л.Н. Толстого: П.И. Бирюкова, В.Ф. Булгакова, Н.Н. Гусева, Д.П. Маковицкого, В.Г. Черткова, а также других современников писателя [5,6]. <...> Личность Толстого как писателя и мыслителя привлекала внимание его современников, занимавшихся проблемами психологии творчества, среди которых был известный итальянский психиатр Чезаре Ломброзо, посетивший Толстого в Ясной Поляне в августе 1897 г., и его венский ученик Макс Нордау, посвятивший Л. Толстому <...> главу <...>