2013, №1 УДК 81.1 ОПЫТ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕТАЯЗЫКОВОГО СОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ © 2013 Н.А.Козельская, И.А.Стернин Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 24 декабря 2012 г. Аннотация: в статье исследуется отношение молодежного языкового сознания к жаргону и инвективной лексике. <...> Abstract: the article studies the problem of reflection of sleng and invectives in youth metalingual consciousness. <...> Мы рассматриваем языковое сознание как компонент когнитивного сознания, «заведующий» механизмами речевой деятельности человека; это один из видов когнитивного сознания, обеспечивающий такой вид деятельности, как хранение языка и оперирование им. <...> «Сознание «вообще» мы предлагаем назвать когнитивным, подчеркивая его ведущую «познавательную» сторону – сознание формируется в результате познания (отражения) субъектом окружающей действительности; содержание сознания представляет собой знания о мире, полученные в результате познавательной деятельности субъекта (его когниции). <...> Соотнося языковое сознание с когнитивным сознанием и когнитивной картиной мира, можно следующим образом определить языковое сознание: языковое сознание есть часть когнитивного сознания, выраженная в языковой форме. <...> Языковое сознание формируется у человека в процессе усвоения языка и совершенствуется всю жизнь по мере пополнения им знаний о правилах и нормах языка, новых словах, значениях, по мере совершенствования навыков коммуникации в различных сферах, по мере усвоения новых языков. <...> Языковое сознание – это все сведения о языке, являющиеся достоянием сознания личности, и именно они дают ему возможность автоматизированно, а если надо, то и осознанно осу© Н.А.Козельская, И.А.Стернин, 2013 60 ществлять номинацию, строить высказывания и речевые произведения, осуществлять речевое воздействие на собеседника. <...> Одним из компонентов языкового сознания является метаязыковая деятельность индивида, его способность осознанно рефлексировать над языком, размышлять и оценивать <...>