ШОЛОХОВА И Ф.А. АБРАМОВА © 2013 О.В. Голотвина Липецкий государственный педагогический университет Поступила в редакцию 19 ноября 2012 г. Аннотация: В статье на материале произведений писателей-реалистов ХХ века М.А. Шолохова и Ф.А. Абрамова рассматривается проблема взаимосвязи русского человека с землей в свете её традиционного восприятия, а также причины и последствия трансформации этой связи, ставшей возможной в результате глобальных исторических изменений. <...> А.А. Коринфский, один из известнейших отечественных этнографов, так писал об отношении нашего крестьянина к земле: «До окончания веков останется она все тою же матерью для живущего на ней и ею народа, своим внукам-правнукам заповедывающего одну великую нерушимую заповедь: о неизменном и неуклонном сыновнем почитании ее» [1, 17]. <...> Так, Г.И. Успенский, уже в 1882 г. писал: «…огромная масса русского народа до тех пор и терпелива, и могуча …покуда над ним царит власть земли… <...> Нарушив саму основу естественного развития © О.В. Голотвина, 2013 26 крестьянской жизни, породив необратимые изменения в ее генетической основе, «великий перелом» проявился во всех сферах – от хозяйственной до нравственной. <...> Будучи современниками, М.А. Шолохов и Ф.А. Абрамов на разном истори ческом материале рассматривали специфику человеческого сознания в условиях глобальных исторических изменений, в общей сложности охватив весь ХХ век. <...> М.А. Шолохов не скрывал своей приверженности к исконному мироощуще нию земледельца. <...> От «Донских рассказов» до «Тихого Дона» и «Поднятой целины» образ земли, временами трансформируясь, выверяет характеры персонажей, отражает исторические изменения. <...> Так, ее зов становится причиной захвата Крамским-старшим пустующей пашни («Коловерть»). <...> 2013, №1 О.В. Голотвина заставляя не думать о «прахом дымящемся» хозяйстве. <...> Уже в первых строках «Тихого Дона» образ земли заявляет о себе в старин ной казачьей песне, становящейся лейтмотивом событий эпопеи: «Не <...>