2013, №2 УДК 070 ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР: ПРИРОДА И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ © 2013 Л.Е. Кройчик Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 15 августа 2013 года Аннотация: Автор рассматривает актуальные вопросы теории публицистики: место жанра в публицистическом творчестве, характер выражения авторской позиции в публицистическом произведении, систему взаимоотношений автора с аудиторией, эффективность воздействия публицистического произведения на аудиторию. <...> Abstract: The author dwells on the acute problems of the publicistic theory: the placement of the genre in publicistics, the character of expressing an author’s point of view in a publicistic piece, the system of an author’s interrelations with the audience, the impact efficiency of a publicistic piece on the audience. <...> Начну с определения: «Жанр – тип эстетической организации жизненного материала, обладающий рядом устойчивых признаков и определяющий взгляд автора на окружающую действительность. <...> В жанре пересекаются три смысловых уровня: уровень реальности, уровень авторской обработки этой реальности и уровень восприятия аудиторией реальности, запечатленной в публицистическом произведении. <...> Взаимодействия друг с другом, эти уровни придают публицистическому произведению целостность, которая позволяет увидеть в каждом жанре общие типологические признаки: Жанр – это особая форма организации диалога автора с аудиторией. <...> Жанр – это всегда дискурс, т. е. авторское целеполагание, актуализирующее диалог с аудиторией по проблемам, требующим публичного обсуждения. <...> Жанр – это особый тип нарратива, суть которого состоит в организации повествования, максимально воздействующего на аудиторию. <...> Жанр – это всегда эстетический феномен, создающий закономерную картину действительности. <...> Особое свойство жанра – его антиэнтропийность, то есть способность смысловою значимость благодаря постоянному обновлению смысла повествования, в нем заключенного. <...> Документальная основа публицистического жанра не отменяет его смысловой неисчер© Л.Е. Кройчик, 2013 паемости, ибо на реальные <...>