ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВА КАК СФЕРА НЕЗНАНИЯ ПОДРОСТКОВ Т. В. <...> Тимошина Воронежский государственный педагогический университет Поступила в редакцию 26 ноября 2013 г. Аннотация: проведено исследование индивидуальных значений слов в речи подростков. <...> Показано, что употребление подростками общеизвестных слов в индивидуальных значениях во многих случаях можно рассматривать как индикатор их сферы незнания. <...> В современной лингвистике, в том числе когнитивной, все большее распространение получает антропоцентрический подход к языку, который акцентирует научный интерес к говорящему человеку, его знанию, пониманию и употреблению языка. <...> В частности, среди типов значения слова одним из самых интересных и в то же время наименее изученным остается индивидуальное значение слова – значение, присутствующее в индивидуальном сознании отдельного носителя языка. <...> Индивидуальное значение (в т. ч. ложное) может представлять собой: – значение, выявленное экспериментально в сознании одного носителя языка; – значение, фиксируемое в речи только одного человека (например, литературного персонажа); – значение как результат контаминации значений, фиксируемое в речи отдельного носителя языка; – значение общеупотребительного слова, не совпадающее с системным, фиксируемое в речи ребенка, подростка, взрослого человека; – ложное представление о значении слова-агнонима; – индивидуально-авторское значение слов в текстах писателей. <...> Индивидуальные значения (и у детей, и у взрослых) чаще всего связаны с непониманием, незнанием основного значения и приписыванием индивидом собственного значения языковой единице. <...> Употребление подростками общеизвестных слов в индивидуальных значениях во многих случаях можно рассматривать как индикатор их сферы незнания. <...> © Тимошина Т. В., 2014 Покажем сферу незнания подростков на примере проведенного эксперимента с целью выявить уровень знания воронежскими школьниками значений <...>