Серия: Философия УДК 111.8 ЭСТЕТИКА И ФИЛОСОФСКАЯ ИСТИНА М. Ф. <...> Литвинов Воронежский государственный университет Поступила в редакцию 15 февраля 2015 г. Аннотация: статья посвящена вопросу о границах чистой философской мысли. <...> Через критическое осмысление той роли, которую играет эстетическая составляющая в философском акте, рассматривается возможность дискурса об истине. <...> Лучше поклоняться данности с убогими ее мерилами, которые потом до крайности, послужат для тебя перилами (хотя и не особо чистыми), удерживающими в равновесии твои хромающие истины на этой выщербленной лестнице. <...> Сама по себе категория истины даже с точки зрения такого ее поборника, как философский рационализм, всегда критически настроенного по отношению к налично данному, никогда не избавлена от аффирмативности присутствия. <...> Между тем эстетическое, в котором так отчаянно нуждается чистая мысль, провоцируя дискурс о реальном, провокативно отказывает в возможности располагать1 такой наличествующей истиной, вынуждая 1 Эстетически данная истина ввиду самой формулировки не есть нечто недоступное, а даже наоборот, как целиком и полностью завладевающее нашим трепещущим перед ее ликом существом находится в пределах досягаемости. <...> Но, тем не менее, при всей реальности этого касания, при всей серьезности сюжета, темы, эмфатически взыскующих признания наличия некоего сокровенного содержания в том или ином произведении, которым и можно было бы © Литвинов М. Ф., 2015 2015. <...> № 2 Научные сообщения фаустовское мышление двигаться в направлении бесконечности процесса по ее утверждению, сопровождая сей акт чувством (экзистенциальной) тревоги (angoisse фр.), схватывающей со всей очевидностью лишь необходимость (ре-)конституирования непрезентного присутствия истины, или, что то же самое, ее отсутствия (в данном). <...> Динамизм истории пресуществления истины (как он описан гегелевской системой) не отменяет кругового, возвратного характера движения мысли <...>