ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
Историческая память народа — непреходящая ценность;
она передается из поколения в поколение, знаменуя собой
продолжение жизни. Эта память может быть значительно
обогащена и углублена, если обратиться за помощью к историческим
наукам, к археологии. Археологическая наука помогает
нам проникнуть в тайны человеческой истории, раскрыть
закономерности ее развития, сделать полученные знания
достоянием общества. Такова социальная функция науки.
Территория Поволжья богата разнообразными археологическими
памятниками — немыми свидетелями далекого
прошлого, являющимися в большинстве случаев единственными
источниками для восстановления древней и средневековой
истории народов и территорий. Многие памятники
древности, да и нового времени, в крае оставлены предками
современных насельников Поволжья и Приуралья, а также
и самими этими народами, каковыми ныне являются чуваши,
марийцы, мордва, татары, русские. Изучение этих памятников
неоценимо для решения и более широких вопросов, в
том числе и проблем этногенеза финно-угорских и тюркоязычных
народов Восточной Европы.
Обследование археологических памятников и публикация
материалов по ним — одна из главных задач при формировании
необходимой источниковедческой базы. Настоящий
сборник посвящен памяти известного российского и
советского археолога Виктора Федоровича Смолина, внесшего
неоценимый вклад в изучение древней и средневековой
истории народов Поволжья. Он открывается статьей Е.П.Михайлова
о жизни и археологической деятельности ученого,
110-летие со дня рождения которого общественность Чувашии
отметила в 2000 г. В историю отечественной археологии он
вошел, прежде всего, как первооткрыватель абашевской куль3
Стр.5
туры — одной из самых загадочных археологических культур
нашей страны. Свое название она получила по курганному могильнику,
исследованному в 1925 году В.Ф.Смолиным у с. Абашево
(ныне Чебоксарского района Чувашской Республики).
Своеобразный материал, не похожий ни на одну из исследованных
до этого культур, показал, что открыта новая богатая
культура. После В.Ф.Смолина обследованием абашевских памятников
занимались и занимаются многие советские и российские
археологи: П.П.Ефименко, П.Н.Третьяков, Н.Я.Мерперт,
А.Х.Хатиков, А.П.Смирнов, В.Ф.Каховский, С.В.Болыиов,
Б.В.Каховский, О.В.Кузьмина и др. — в Поволжье, К.В.Сальников,
В.С.Горбунов и др. — на Южном Урале, П.Д.Либеров,
А.Д.Пряхин и др. — на Среднем Дону. Абашевские древности
стали известны и на так называемых промежуточных территориях,
что позволило сомкнуть ранее известные территории
абашевского мира. Это предопределило возможность более
целостного рассмотрения абашевских древностей через призму
не локальной археологической культуры, а широкой культурно-исторической
общности.
Абашевская культура является одной из ключевых культур
эпохи бронзы Восточной Европы. В то же время сложными
и еще не до конца разработанными остаются проблемы ее
происхождения, судеб, хронологии.
2 ноября 2000 года в с. Абашево прошла научно-практическая
конференция «Абашевская культура эпохи бронзы в
Среднем Поволжье. Итоги и перспективы изучения», посвященная
75-летию начала исследования курганов у с. Абашево
и 110-летию со дня рождения В.Ф.Смолина. В конференции
участвовали ученые из Чебоксар, Йошкар-Олы, Самары,
краеведы, общественность Чувашии. В предлагаемом сборнике
публикуются и некоторые материалы этой конференции.
Большой интерес представляют статьи археолога из
Йошкар-Олы С.В.Большова, посвященные проблемам абашевской
культуры: первая — сравнительному анализу погребального
обряда абашевцев Среднего Поволжья, Подонья и
Приуралья, вторая (совместно с Е.П.Михайловым) — закономерностям
построения абашевских орнаментальных
композиций и их семантике, по материалам могильника
Пеленгер I с территории Республики Марий Эл. В. В.Никитин
(Йошкар-Ола) на материалах Марийской археологической
4
Стр.6
экспедиции рассматривает скрытую в погребальной обрядности
абашевцев информацию, делает серьезную попытку
постигнуть их духовный мир, мировоззрение. Некоторые изученные
памятники абашевской культуры не нашли освещения
в научной литературе. К ним относится Малособарский
(Второтюрарский) курган в Красноармейском районе Чувашии.
С.В.Большов, Б.Ф.Каховский и Е.П.Михайлов по
сохранившемуся отчету А.П.Смирнова за 1962 год вводят в
оборот новые данные по этой культуре эпохи бронзы.
В мае 2003 года намечено проведение международной
научной конференции «Абашевская культурно-историческая
общность: истоки, развитие, наследие», что, несомненно,
явится крупным событием в научной и культурной жизни
не только Чувашии, но и России.
В публикуемых в сборнике других статьях исследуются
важные вопросы археологии Поволжья начиная с эпохи камня
и кончая поздним средневековьем, нашли отражение материалы
памятников, изученных в последние годы. В статье
Б.С.Соловьева (Йошкар-Ола) и Е.П.Михайлова (Чебоксары)
описан новый памятник балановской культуры на территории
Чувашии — Новосюрбеевский I могильник, которая (статья)
дополняет наши представления об этой культуре. Интерес
специалистов несомненно вызовет и другая работа Б.С.Соловьева
— «Юринский (Усть-Ветлужский) могильник (По
раскопкам 2001 г.)» — о новом памятнике сейминско-турбинской
культуры в Марийском Поволжье. На взгляд автора,
«сейминско-турбинские проявления на Средней Волге одновременны
некоторым, скорее всего, наиболее поздним, абашевским
могильникам».
Статья Б.Ф.Каховского «Новые исследования Чурачикского
могильника в 2001 г.» является продолжением публикации
материалов Чурачикского могильника раннего железного
века, обследованных В.Ф.Каховским и А.П.Смирновым в
начале 1960-х гг. Автор устанавливает сильное влияние ананьинских
племен на городецкое население правобережья Волги.
Особое место занимает работа А.В.Михеева (ЙошкарОла)
о символических захоронениях древнемарийских могильников.
Они, на его взгляд, являются одной из ступеней
в развитии погребального обряда — одним из звеньев в переходе
от наземных к грунтовым захоронениям.
5
Стр.7
Результатам полевых исследований Новосюрбеевского
II могильника посвятили внимание в своей статье А.В.Михеев
и Е.П.Михайлов. Вскрытые здесь 8 погребений, датированные
второй половиной XVII — началом XVIII в., имеют аналогии
в позднесредневековых чувашских и горномарийских могильниках.
С этой статьей перекликается работа казанского археолога
Г.И.Дроздовой «Исследования Новоахпердинского могильника
(Раскопки 1984—1985 гг.)». Выявленные в 25 захоронениях
черты погребального обряда дали ей основание считать
могильник чувашским.
Несколько статей посвящено итогам археологических
разведок в Чувашии в 1999—2001 гг. В работе Н.С. и А.Ю.Березиных
проанализирован материал по 34 памятникам эпохи
камня и раннего металла Чувашского Заволжья, в научный
оборот введены интересные сведения, существенно уточняющие
наши знания по эпохе камня и бронзы. Е.П.Михайлов
приводит новые сведения о памятниках Моргаушского района.
Статья С.А.Краснова знакомит читателя с новыми памятниками
и состоянием известных археологических объектов в
Козловском районе.
В совместном труде Ю.А.Зеленеева (Йошкар-Ола),
С.А.Краснова (Чебоксары), Е.М.Пигарева (Астрахань) дается
описание выявленного на территории могильника «Маячный
бугор I» Астраханской области остатков золотоордынского дома.
Авторы предполагают, что это была «кладбищенская сторожка».
Определенный интерес в историографическом и источниковедческом
плане представляет статья Ю.А.Зеленеева
«Источники по этнической истории Улуса Джучи», в которой
дается характеристика археологических, письменных, антропологических,
эпиграфических источников по истории Золотой
Орды.
Статьи предлагаемого сборника могут быть использованы
при подготовке монографических исследований подревней
истории Чувашии и Поволжья, при разработке тематикоэкспозиционных
планов музеев, при чтении учебных курсов
«Археология Среднего Поволжья», «История Чувашии». Материалы
их можно использовать в лекционной работе по исторической
и краеведческой проблематике.
Сборник отражает многообразные стороны жизни населения
Поволжья от мезолита до позднего средневековья и
6
Стр.8
адресуется широкому кругу читателей. Надеемся, что публикуемые
материалы привлекут внимание историков, лингвистов,
этнографов, студентов и всех интересующихся древнейшими
периодами истории населения Поволжья.
Стр.9
С О Д Е Р Ж А Н И Е
От составителя..............................................................................................
Михайлов Е.П. У истоков археологической науки Чувашии (Па3
мяти
В.Ф.Смолина) ............................................................................................... 8
Большов С.В. Сравнительный анализ погребального обряда абашевцев
Среднего Поволжья, Подонья и Приуралья................................. 16
Никитин В.В. Абашевские курганные могильники как источник
изучения мировоззрения (По материалам Марийской археологической
экспедиции) ............................................................................................................. 24
Большов С.В., Михайлов Е.П. Некоторые закономерности построения
абашевских орнаментальных композиций и их семантика (По
материалам могильника Пеленгер I ) .............................................................. 36
Большов С.В., Каховский Б.В., Михайлов Е.П. Малособарский
(Второтюрарский) курган абашевской культуры в Чувашии.................. 45
Соловьев Б. С. Юринский (Усть-Ветлужский) могильник (По раскопкам
2001 г . ) ........................................................................................................ 50
Соловьев Б.С., Михайлов Е.П. Новосюрбеевский I могильник —
новый памятник балановской культуры в Чувашии................................... 73
Березина Н.С., Березин А.Ю. Археологические памятники эпохи
камня и раннего металла Чувашского Заволжья (По материалам археологических
разведок 1999—2001 г г .) ............................................................... 89
Каховский Б.В., Ильина Е.В. Новые исследования Чурачикского
могильника в 2001 году........................................................................................ 172
Михеев А.В., Михайлов Е.П. Новосюрбеевский II могильник
Дроздова Г.И. Исследования Новоахпердинского могильника
198
(Раскопки 1984—1985 г г.) .................................................................................... 214
Михеев А.В. Символические захоронения древнемарийских могильников
................................................................................................................... 226
Михайлов Е.П. Разведочные археологические работы в Моргаушском
районе Чувашской Республики в 1999 году.................................. 257
Краснов С.А. Археологическая разведка 2001 года в Козловском
районе Чувашской Республики.......................................................................... 281
Зеленеев Ю.А., Краснов С.А., Пигарев Е.М. Остатки золотоордынского
дома на территории могильника «Маячный бугор I» ..................... 291
Зеленеев Ю.А. Источники по этнической истории Улуса Джучи ... 297
Стр.308