ISBN 978-5-7670-1920-5 Чаваш халахён культурине, унан сймахлахепе йЗли-йёркине тёпчесе ёмёрне ирттернё Н.Р. Романовен ваттисен сЗмахёсен, каларашсен, тупмалли юмахсен пуххи — халйхан йс-хакЭл пуянлахне кйтартакан пысёк ёд. <...> Ял-йышсар ял пулмасть (Не бывает деревни без односельСёр дын — дур ял (Сто человек — половина села). <...> Сынсйр дын пуранаймасть (Человек не может жить без помощи других). <...> Ялта сала кайак вилмен (В деревне воробей с голоду не умрет). <...> Пур демьенён пёр канаш пултар, пёр ял халахё турё пуранма кирлё (Все семьи должны жить в согласии, односельчане должны жить дружно). <...> Кая юлсан каю шатать те, ят каять, малта пулсан — ял курать те, чыс пулать (Что позади, то травой зарастет и покроется позором, а что впереди, всеми замечается и прославится). <...> Вырас дынни — ыра дын (Русский человек — добрый человек. <...> С'акар-тавар пулсан хура вырас та пёлёш (Имея хлеб-соль, породнишься и с простым русским человеком). <...> Хуранта пулсан хура вырас та хуранташ (Когда есть в котле и простой русский человек родня). <...> Этем пурте пёр: вырас та, тутар та, чаваш та, макши те 11 (Люди все равны: и русский, и татарин, и чуваш, и мордва). <...> Ку чухне самана йен динче (Условия нынче как на иголке). <...> Куршёсёр кун дук, вилсен те куршё кирлё (Без соседа и дня не проживешь, даже после смерти нужен сосед). <...> Лайах куршё килти демье пекех (Добрый сосед — как свой домашний человек). <...> Пускил лайах пулсассан — дук пурнад та палармастъ; пускил усал пулсассан — пур пурнад та саланать (С хорошими соседями и бедность не приметна, с дурными соседями и достаток идет прахом). <...> Ыр ут хыддан пин ут шыв ёдет (За добрым конем напьется тысяча коней). <...> Лайах ят мултан та паха (Добрая слава ценнее богатства). <...> Лайах, асла, камйлла дын пурне те юрахла <...>
Ваттисен_сӑмахӗсем,_каларӑшсем,_сутмалли_юмахсем_=_Чувашские_пословицы,_поговорки_и_загадки.pdf
ЗАВЕТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ БЕССМЕРТНОЕ СОБРАНЬЕ
Перед вами небольшая, но весьма ценная часть чувашского фольклора.
Более 4 тысяч пословиц, поговорок и загадок, собранных в течение
35 лет неутомимым педагогом, краеведом и фольклористом Никитой
Романовичем Романовым (1.10.1905, д. Шербаши Ядринского уезда
— 7.3.1960, г. Чебоксары), включенные в эту двуязычную книгу (первое
издание вышло в 1960 году), принесли ему славу. Талантливого
коллекционера сказок и сказаний теперь по праву считают чувашским
учеником великого Даля. Давным-давно собирателей народной словесности
Гете назвал счастливыми людьми. Н.Р. Романов — из той
счастливой плеяды. Одной этой книгой он остался в памяти коллег,
недаром Союз чувашских краеведов с 1991 года лучшим собирателям
фольклора присуждает престижный Диплом его имени.
К такой весомой книге ученый шел с 1923 года, с тех пор, как
опубликовал свои первые отзывы и рецензии о памятниках родного
края. С этого времени в печати стали появляться записанные им в
деревнях тексты пословиц и поговорок. Молодого краеведа интересовали
самые разные проблемы языка, фольклора, литературы (он в молодости
сочинял рассказы и новеллы), археологии, истории, географии,
этнографии, этнорелигии... И это привело его на этнологический
факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.
Пережив голодные годы, парень из чувашского рода Опраньох,
известного в окрестностях сел Моргауши и Большой Сундырь
Чувашии, стал прилежным студентом (1925—1929), активно включился
в работу краеведческих обществ, землячеств и научных кружков.
Вернувшись после учебы в родные Чебоксары, Никита Романов
долгое время совмещал работу научного сотрудника краеведческого
музея (в 1935—1937 гг. исполнял обязанности его директора) с преподаванием
географии на рабфаке, в техникумах, педагогическом и сельскохозяйственном
институтах. В суровые годы Великой Отечественной
войны (1941—1945) ученый-педагог служил в Красной Армии. Демобилизованного
воина приняли в Чувашский научно-исследовательский
институт (ныне Чувашский государственный институт гуманитарных
наук), и он многие годы отдал любимым исследовательским занятиям.
Как сказано в «Чувашской энциклопедии», изучал религиозные
воззрения, отходничество, материальную культуру чувашей, собирал и
систематизировал тексты фольклора, составил свод сведений по устнонародному
творчеству, обрядам. Н.Р. Романов является автором свыше
50 научных работ. Он в составе археологических и этнографических
экспедиций института или самостоятельно, в одиночку, немало
Стр.9
раз без устали шагал по дальним и близким чувашским населенным
пунктам, заполняя тетрадь за тетрадью заветным богатством крылатых
речений.
Судьба Н.Р. Романову отмерила лишь 55 лет жизни. Для практического
гуманитария, ученого-первооткрывателя этого крайне мало. Собрать
воедино свои драгоценные камни он не успел. Но будем надеяться,
что придет черед, и собрания сочинений Н.Р. Романова, Н.В. Никольского,
Г.И. Комиссарова, М.П. Тинехпи, К.В. Элле, А.П. Милли,
И.А. Патмара и многих других этнологов появятся в серии изданий
национального наследия.
Пусть книга народной мудрости, составленная солдатом, педагогом,
краеведом Никитой Романовым, продолжает служить примером и
настольной книгой в вашем доме.
В. П. СТАНЬЯЛ,
кандидат филологических наук
Стр.10
К Ё Н Е К Е Р Е П У Р Р И
С О Д Е Р Ж А Н И Е
Заветных ценностей бессмертное собранье
Ваттисен самахёсем, каларашсем
Пословицы и поговорки
I. Халйх. Нар од .............................................................................................. 10
II. Худалах. Хозяйство................................................................................46
III. Ёд-хёл. Т р у д ................................................................................. 71
IV. Чан тата суя. Правда и к р и в д а .....................................................86
V. Этем. Человек
..................................................................... 100
VI. Кил-йыш. С ем ь я ..................................................................... 125
VII. Йаласем. Нравы и обычаи
....................................... 150
VIII. Ёдме-диме. Пища и н а п и т к и ....................................... 155
IX. Си-пуд. О д е ж д а ................................................................ 162
X. Сут данталйк. П р и р о д а .................................................... 165
XI. Тёрлёрен. Р а з н о е ..................................................................... 172
Сутмалли юмахсем
Загадки
I. Этем. Ч е л о в е к ............................................................................ 180
II. Пурт-дурт. С т р о ен и я ..............................................................
188
III. Хатёрсем, килти япаласем. Орудия труда, домашние
вещи
.............................................................
203
IV. Ёд-хёл. Т р у д ....................................................................... 235
V. Тыр-пул, пахча димёд, ана-даран. Сельскохозяйственные
культуры, поля и л у г а ......................................................... 243
VI. Выльйх-чёрлёх. Домашние животные
. . . .
350
254
VII. Си-пуд. О д е ж д а .......................................................... ■ 264
.
.
.
.
5
От с о с т а в и т е л я ...................................................................................7
Стр.354
VIII. Ёдме-диме. Пища и напитки
.................................. 273
IX. £ут данталак. Вселенная. П р и р о д а ............................ 282
X. Чёр чунсем. Ж и в о т н ы е ....................................................... 294
XI. Йывад-курак. Р а с т ен и я ....................................................... 303
XII. Тёрлёрён. Р а з н о е ............................................................. 310
Уса курна кёнекесемпе ал дыравёсем. Использованные
источники
..................................
Библиография основных трудов Н.Р. Романова
322
. 328
Каларашсенчи тёп самахсемпе сутмалли юмахсен тупписене
катартни. Указатель главных слов в пословицах
и отгадок к з а г а д к а м ...................................................................... 333
Кёскетусем. Список со к р ащ ен и й .................................................. 349
Стр.355