№ 1 УДК 656.61.08:629.5.07 С. В. Карташов, В. И. Меньшиков ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ МОРЕПЛАВАНИЯ С УЧЕТОМ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ НАВИГАЦИОННОЙ ИНФОРМАЦИИ И ПОЛНОЙ ИНФОРМИРОВАННОСТИ СУДОВОДИТЕЛЯ Появление и постоянное развитие глобальных навигационных спутниковых систем с дифференциальным режимом, а также технологий автоматической цифровой радиосвязи и систем наглядного отображения навигационной обстановки (систем электронной картографии) открывают огромные перспективы в обеспечении навигационной безопасности плавания судов. <...> Для выбора механизма разрешения данной проблемы и фиксации при этом стереотипа поведения судоводителя было принято, что доминирующими при формировании этой ситуации могут быть только сообщения, поступающие на рабочие места «человеческого элемента» от автоматической идентификационной системы. <...> При полной информированности судоводителя в стереотипе его поведения главенствующим является процесс последовательного привлечения элементов из стандартного алфавита команд, принятого в культуре управления судовой компании. <...> При неполной информированности судоводителя главенствующим процессом в стереотипе поведения «человеческого элемента» является организация наблюдения за окружающей средой или, другими словами, контроль изменений параметров системы кругового обзора. <...> Предложенная методика обеспечения безопасного плавания судна при дополнительном использовании автоматической идентификационной системы и полной или неполной информированности судоводителя позволяет разрешать проблемные ситуации как при последовательном, так и при параллельном появлении навигационных угроз. <...> Введение Появление и постоянное развитие глобальных навигационных спутниковых систем с дифференциальным режимом, а также технологий автоматической цифровой радиосвязи и систем наглядного отображения навигационной обстановки (систем электронной картографии) открывают огромные <...>