Судовые энергетические установки и машинно-движительные комплексы УДК 621.43 А. Ф. Дорохов ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ СУДОВОГО ДИЗЕЛЯ ПРИ ЕГО ФОРСИРОВАНИИ НАДДУВОМ Рассматриваются способы и результаты экспериментального исследования основных эксплуатационных показателей судового дизеля типа Ч 9,5/11 при его форсировании путём газотурбинного наддува. <...> Определён комплекс внешних показателей двигателя при умеренной степени наддува. <...> Установлены сравнительные температурные поля цилиндровой втулки и индикаторные диаграммы форсированного и дефорсированного вариантов двигателя. <...> Приведены факторы, сдерживающие дальнейший рост уровня форсирования, намечены пути их нейтрализации. <...> Работы выполнялись в совместной (Института физики Дагестанского научного центра РАН и Астраханского государственного технического университета) Лаборатории проблем моторной энергетики. <...> Сотрудники Лаборатории форсировали тип серийного двигателя, который обладал наиболее низкими технико-экономическими показателями среди аналогичных машин. <...> При этом были установлены нижние и верхние допустимые пределы форсирования, что позволит использовать существующие условия производства с минимумом конструкционных и технологических изменений. <...> Введение Технический уровень современных и перспективных судовых дизелей базируется на высоких и сверхвысоких значениях показателей рабочего процесса, конструктивных и технологических решениях по элементам остова, цилиндропоршневой группы (ЦПГ), системы топливоподачи и по применяемым материалам [1, 2]. <...> Такой подход обусловливает высокий объём затрат на исследования, проектирование и производство дизелей, является характерным для принципиально новых машин. <...> Достигнутые показатели по существу являются предельными на значительную перспективу в силу конструктивных, технологических, материаловедческих и экономических ограничений. <...> В этой связи весьма <...>