№ 1 (59) УДК 323.1 А. Е. Песков, Е. А. Кленина ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУБЪЕКТА И ОБЪЕКТА ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ НАУЧНОЙ ТРАДИЦИИ: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ Выявление и понимание содержательной составляющей общественного мнения невозможно без определения субъекта и объекта общественного мнения. <...> В российской научной литературе представлены различные традиции и подходы по данному вопросу, но только их сравнительный анализ позволяет получить комплексное представление об исследованиях данной проблемы. <...> Показано, что вопрос о субъекте (носителе) общественного мнения является неоднозначным вследствие различных исходных методологических принципов и общетеоретических подходов, основанных на рассмотрении субъекта общественного мнения в трех основных плоскостях: личность – общество – социальная группа. <...> Объект общественного мнения – это характеристика, позволяющая понять природу общественного мнения. <...> Анализ объектов, попадающих в поле зрения общественного мнения, позволяет говорить об их неравнозначности. <...> В рамках первого подхода при анализе объектов общественного мнения учитывается степень сложности объектов и объекты делятся на объектыфакты, объекты-события, объекты-процессы. <...> В рамках второго подхода все объекты делятся на материальные (объективные) и духовные (субъективные, т. е. факты общественного сознания). <...> К материальным относятся все факты, события, процессы и результаты материальной жизни и деятельности социума, к духовным – мотивационно-ценностные, нормативные явления, нравственные представления, социально-психологические явления и процессы. <...> Границы объекта общественного мнения определяются рядом формальных критериев, в соответствии с которыми устанавливается связь общественного мнения с действительностью: актуальность объекта общественного мнения или наличие «общественного интереса»; дискуссионность, спорность объекта общественного мнения; компетентность. <...> Анализ основных <...>