АГРОСЕРВИС УДК 621.43 Экспериментальное исследование условий маслоснабжения цилиндра быстроходного четырехтактного двигателя внутреннего сгорания Experimental research of conditions of cylinder oil supply in high-speed four-stroke internal-combustion engine С. В. ПУТИНЦЕВ, д-р техн. наук А. Г. АГЕЕВ, инж. <...> Bauman Moscow State Technical University, Moscow, Russia, putintsev50@yandex.ru Актуальность работы обусловлена недостаточной изученностью процессов маслоснабжения цилиндров четырехтактных поршневых двигателей с традиционным кривошипно-шатунным механизмом и комбинированной системой смазки. <...> Цель исследования — получение экспериментальных данных о характере распределения моторного масла по окружности цилиндра двигателя внутреннего сгорания указанного типа. <...> Метод измерения состоял в организации дренажа и последующего контроля количества масла, снимаемого поршневыми кольцами с внутренней поверхности цилиндра. <...> Основанная на этом методе экспериментальная установка представляла собой малоразмерный быстроходный четырехтактный дизель с воздушным охлаждением ТМЗ-450Д, в нижнем опорном поясе цилиндра которого были выполнены шесть сквозных маслосборных отверстий, снабженных тонкостенными трубками. <...> Испытания проводились в режиме прокручивания коленчатого вала от постороннего источника (балансирной машины) с номинальной частотой вращения. <...> Окончанием каждого опыта считался момент заполнения маслом любой первой из шести трубок. <...> Контроль количества снимаемого масла производили путем измерения длины его столба внутри каждой из трубок. <...> В условиях прокрутки как со сжатием, так и без сжатия воздуха в цилиндре во всех опытах получено устойчивое превышение на 15—18 % количества масла, снимаемого с ненагруженной стороны стенки цилиндра, над аналогичным показателем для нагруженной стороны. <...> Такой характер распределения масла по окружности цилиндра, при котором ненагруженная сторона получает больше масла, чем нагруженная, указывает на нарушение принципа согласования <...>