?
20 84 ^ / с
^ ^ Т ^ НИНОЛАЕ -РАДОВИЦКІЙ МОНАСТЫРЬ. <...> Изъ вс хъ монастыреи, мужскихъ и женскихъ, находящихся въ рязанской епархіи, ни одинъ не пользуется такою обшпрною изв стностію, какъ монастырь Николае—Радовицкій. <...> Нетоіько въ рязанской, но и въ тамбовской, владимірской, тудьской, московской и другихъ губерніяхъ есть много семействъ, которыя считаютъ своею священною обязанностію ежегодно бывать въ этой обители и совершать иолитву предъ чудотворною икоиою святителя и чудотворца Николая, архіепископа м ръ-ликійскаго. <...> —Д йствительно, изъ монастырскихъ документовъ видно., что въ XVII и Х ІИ стод тіяхъ въ эту обитель, для поклоненія угоднику Божію и чудотворцу Николаю, какъ въ велшсую лавру, притекали вс знаиенитости тогдаиіняго времени. <...> 4 —
Николае — Радовицкій монастырь, иужескій, по росписанію штаговъ принадлежитъ къ третьему классу и значится подъ № 57-мъ. <...> Когда и к мъ основанъ Николае Радовицкій монастырь, обыкновенно говорятъ и пишутъ—„неизв стно." ІІо есть осиованіе думать, что онъ первоначально шізывадся Лткіевою пустынью и основанъ, въ начал XY стоі тія, іеромонахомъ Пахоміемъ, пришедшпмъ изъ Греціи въ Россію въ 1410 году, съ московскимъ митрогіолитомъ Фотіемъ (-[•1431 г.). <...> ) Въ 1580 г. въ Радовицкій монастырь приложена книга, писанная [іолу-уставомъ, „собраніе ианоновъ и службъ и проч* На этой книг по листамъ подписано вкладчицею: „л та 7088-го (1580) дана въ домъ Рождеству Пре <...>
Николае-Радовицкий_монастырь.pdf
20
?
84
с ^
^Т ^
^ /
НИНОЛАЕ -РАДОВИЦКІЙ МОНАСТЫРЬ.
}і«Анна«і
I* А н нн «т >{ А д a сп
лляітотхан і
аио©
!
Стр.2
іШТЗМ І
Г РОССИЯСКАЯ
ІГОСУДАРСТВЕЦНАЯ1
{ БИВЛИОТВКА
& OS2
/- 0£'
; ШІ :2005227493
««rfrooswewHbW
І
ФОНГ
Стр.3
НИКОЛЙ^—РЛДОВИЦКІЙ ЛШНЯОТЫРЬ.
Основаніе, міьспюположтів и лиічеіііе Нииолае—Радовицкто
монастыря.
Изъ вс хъ монастыреи, мужскихъ и женскихъ, находящихся въ
рязанской епархіи, ни одинъ не пользуется такою обшпрною изв
стностію, какъ монастырь Николае—Радовицкій. Нетоіько въ
рязанской, но и въ тамбовской, владимірской, тудьской, московской
и другихъ губерніяхъ есть много семействъ, которыя считаютъ
своею священною обязанностію ежегодно бывать въ этой обители
и совершать иолитву предъ чудотворною икоиою святителя и чудотворца
Николая, архіепископа м ръ-ликійскаго. He разъ случалось
встр чать въ этомъ монастыр богоиольцевъ, по особенному
об щанію, изъ тверской, пензенскои и самарской губерніи.
He безъ основаиія въ ^истиричестмъ обозр іиирлзаткоіі
іврархіи^
ііоздвиженскаго сказано объ этой обители, что она „есть знаменит
йшая въ Росіи, и ныии СТОЛЫІО ароцв таетъ ради безчисленнаго
множес/ва богомильцевъ, прі зжающихъ и приходящихъ изъ
да.чьныхъ странъ въ оиую для молеиія. что съ перв ишими обителями
въ Россіи равняться можетъ."—Д йствительно, изъ монастырскихъ
документовъ видно., что въ XVII и Х ІИ стод тіяхъ въ
эту обитель, для поклоненія угоднику Божію и чудотворцу Николаю,
какъ въ велшсую лавру, притекали вс знаиенитости тогдаиіняго
времени. АВГУСТ ЙШІІІ ДОМЪ Петра Великаго, до ИМПЕРАТГПЦЫ
Анны Іоанновны включнтельно, былъ въ числ усердныхъ богомольцевъ
и благотворителей cefi обители. Многія княжескія и
боярекін Фаииліи, какъ то: князья Волконскіе, Долгорукіе, Барятннскіе
и др., а изъ купечества^—Демидовы, Истомины и проч.
были особенными рад телями о б.іагосостояіііи ссй обиібаЖ
Стр.4
». 4 —
Николае — Радовицкій монастырь, иужескій, по росписанію
штаговъ принадлежитъ къ третьему классу и значится подъ
№ 57-мъ. Находится онъ на рубеж зарайскаго и егорьевскаго
у здовъ, близъ селъ—Ловецъ и Б лоомута, въ 25 тп
верстахъ отъ станціи „Горки", что на московско-рязанской жел зноі1
дорог ,—отъ Егорьевска въ 47-ми, отъ Зарайска въ 55-ти,
отъ Коломны въ 50-ти и отъ Рязани въ 65-ти верстахъ. Co вс хъ
сторонъ окружаетъ его боръ. Начиная отъ р. Оки, если идти въ
монастырь съ южной или заиаднои стороны, весь путь іежиттз
чрезъ сосновый непрерывный боръ. Къ с веру, отъ монастыря до
Егорьевска, все пространство дороги покрыто также л сомъ, съ
небольшими промежутками, занятымп деревнями и селеніями.
М стность, ГД основанъ и устроенъ монастырь, болотистая. На
4-хъ десятинахъ, занятыхъ монастыремъ и его угодьями, есть и
л сныя поросли, и песчаныя возвышенности, и тутъ же топкія,
непроходимыя болота. Тамъ, гд выстроены храмы Божіи и братскія
келліи, сухо, но на огородахъ и травяныхъ пос вахъ—или
сыпучіп песокъ, или болото. Посреди огорода протекаеть р ка; по
выход съ ионастырскаго двора, вы сей часъ же становитесь на
берегу озера. По дорог въ монастырь съ запада вы дете по песчаной
почв -, a no дорог къ нему съ с вера иужно будетъ хать
болотами верстъ десять, по гатямъ и мостамъ; съ с вера-же запада п
востока, въ л тнее время, отъ множества болотъ, къ монастырю
н тъ и подъ зда.
новенно говорятъ и пишутъ—„неизв стно."
Когда и к мъ основанъ Николае Радовицкій монастырь, обыкІІо
есть осиованіе
думать, что онъ первоначально шізывадся Лткіевою пустынью и
основанъ, въ начал XY стоі тія, іеромонахомъ Пахоміемъ, пришедшпмъ
изъ Греціи въ Россію въ 1410 году, съ московскимъ
митрогіолитомъ Фотіемъ (-[•1431 г.). Предположеніеэто основываемъ
на сл дующихъ обстоятельствахъ: 1.) Въ 1580 г. въ Радовицкій
монастырь приложена книга, писанная [іолу-уставомъ, „собраніе
ианоновъ и службъ и проч* На этой книг по листамъ подписано
вкладчицею: „л та 7088-го (1580) дана въ домъ Рождеству Пре„•імстыя
въ Акакіеву пустынь и образу Никол чудотворцу на
„озер на Радовицкомъ, при игумен Рогож ." Изъ этой подписи
иожно вид ть, что Николае—Радовицкій моріастырь д йствительно
іі когдл назывался Акакіевою пустъшъю: ибо этотъ монастырь
находит''-я при Радовицкомъ озер ; храмъ въ немъ изъ-начала -
прежде деревянный, а потомъ каменный—посвященъ памяти Рождества
Пр^авятыя Богородицы, и изъ числа настоятелей монасіыря
былъ одинъ, какъ увидииъ дал е, съ этою Фаииліею.—2.) Что осно
Стр.5