Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Грани  / № 82 1971

Миф "самобытности" и реальность религиозности древнерусской культуры (90,00 руб.)

0   0
Первый авторРуднев
Страниц6
ID495720
АннотацияСтатья посвящена реальности религиозности древнерусской культуры
Руднев, Д. Миф "самобытности" и реальность религиозности древнерусской культуры / Д. Руднев // Грани .— 1971 .— № 82 .— С. 222-227 .— URL: https://rucont.ru/efd/495720 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИФ «САМОБЫТНОСТИ» И РЕАЛЬНОСТЬ РЕЛИГИОЗНОСТИ ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В 1968 году вышел под редакцией Д. С. Лихачева тринадцатый том «Трудов Отдела древнерусской литературы», в основном посвященный литературным связям древних славян. <...> В области истории древнерусской литературы три статьи сборника представляют особый интерес. <...> Первая из них (Э. М. Шустрович, «Хроника Иоанна Малалы и античная традиция в древнерусской литературе», стр. <...> 62) касается вопроса влияния античной мифологии и истории на культуру и литературу Древней Руси. <...> Киевская Русь переняла, косвенно и непосредственно, целый ряд произведений исторического и мифологического характера у Византии (например, «Хронику Иоанна Малалы», «Хронику Герогия Амартола», «Александрию» и т. д.) <...> . Как известно, у Руси полностью отсутствовали какие-либо органические связи с античной мифологией, на изучении которой в значительной степени строилось образование в христианской Византии. <...> Чтоб оправдать в своих собственных глазах такое не очень ортодоксальное занятие, византийцам приходилось прибегать к различным хитростям, самой распространенной из которых являлось низвержение богов с Олимпа на землю и их превращение в чисто исторические лица, наделенные всё же некоторой наклонностью к чародейству. <...> Литературны е связ и древни х славян. <...> 222 БИБЛИОГРАФИЯ Русская древняя письменность получила в наследство эту концепцию личности античных богов. <...> Но у Киевской Руси была своя весьма живая мифология. <...> Индоевропейский характер этой мифологии помог развитию процесса как бы обратной ассимиляции. <...> Дажьбог, например, отожествлялся с Гелиосом, но последний у греков уже не считался богом, а просто правнуком земного злого царя Зевса. <...> Таким образом, русские, как известно из «Слова о полку Игореве», «Дажьбожьи внуки», приспособлялись ко всемирной истории, Обретали для самих себя историческое прошлое, которое приравнивало их к культурной Византии. <...> Однако этот процесс <...>