78 Е.В. ПАХОЛКИН, Н.Н. ФОКИН АНАЛИЗ ДОСТОВЕРНОСТИ МЕТОДА КОНТРОЛЯ ВЯЗКОСТНОТЕМПЕРАТУРНЫХ СВОЙСТВ МОТОРНЫХ МАСЕЛ ЭЛЕКТРОПАРАМЕТРИЧЕСКИМ МЕТОДОМ Приводится анализ достоверности метода контроля вязкостно-температурных свойств моторных масел электропараметрическим методом. <...> Приведен пример расчета вероятности принятия решения о состоянии масла. <...> The analysis of reliability of a quality monitoring of viscosity-temperature properties of engine oils is resulted by an electroparametrical method. <...> ВВЕДЕНИЕ Анализ существующих методов контроля моторных масел (ММ) [1-5] показал, что, не смотря на широкий перечень эксплуатационных свойств ММ, в качестве эффективных диагностических признаков и параметров выступает ограниченный перечень свойств, а большинство нормируемых показателей оценивается только в рамках контроля новой продукции, при этом они мало пригодны для реализации контроля ММ в процессе эксплуатации. <...> К числу важнейших свойств ММ относятся вязкостно-температурные свойства, определяющие зависимость вязкости масла от температуры. <...> В [6] описан метод контроля вязкостно-температурных свойств ММ путем создания для исследуемой пробы ММ условий фрикционного взаимодействия в испытательном трибосопряжении. <...> Оценка свойств ММ производится с использованием электрического диагностического параметра «нормированное интегральное время разрушения смазочного слоя» (НИВ), характеризующего состояние смазки в зонах трения работающего трибосопряжения. <...> Алгоритм контроля ММ подробно описан в работе [6]. <...> Он включает следующие действия: – проба материала заданного объема помещается в испытательное трибосопряжение, в качестве которого используется тестовый подшипник качения; – производится технологическая обкатка подшипника с исследуемым смазочным материалом при заданных режимах (частоты вращения колец, характер и величина нагружения) и условиях (температура 1) в течение заданного времени; – регистрируется значение характеризующего вероятность микроконтактирования <...>