Фундаментальные и прикладные проблемы техники и технологии КОНСТРУИРОВАНИЕ, РАСЧЕТЫ, МАТЕРИАЛЫ УДК 621.822.5+621.822.6 С.А. ГЕРАСИМОВ ПОВЫШЕНИЕ РЕСУРСА ОПОРНЫХ УЗЛОВ НАСОСОВ ПУТЕМ ПРИМЕНЕНИЯ УПРУГОДЕМПФЕРНЫХ СОВМЕЩЕННЫХ ОСЕВЫХ ПОДШИПНИКОВ В статье рассматривается один из возможных вариантов повышения долговечности опорных узлов конденсатного центробежного секционного насоса марки 2ЭЦВ за счет применения упругодемпферной упорной совмещенной опоры. <...> Ключевые слова: ротор, упругодемпферная совмещенная осевая опора, упорный многоклиновый подшипник скольжения, упорный подшипник качения. <...> Надежность и долговечность роторных машин в значительной мере определяется работоспособностью их опорных узлов. <...> Основным фактором, ограничивающим ресурс рассматриваемого насоса, является возможность возникновения технологических и эксплуатационных перекосов ротора, что приводит к возрастанию осевых усилий, действующих на радиально-упорный подшипник качения, и как следствие снижению надежности и долговечности насоса. <...> В некоторых быстропереходных режимах работы ротора насоса, а также при работе в зоне повышенной сейсмичности скачки нагрузки могут следовать друг за другом в течение очень короткого времени, тем самым взывая циклическое нагружение подшипникового узла. <...> В настоящее время одним из путей совершенствования опорных узлов агрегатов энергетического и транспортного машиностроения является совмещение подшипников качения и скольжения в единый узел, а также введение в конструкцию упругодемферного элемента, что является эффективным путем повышения надежности и долговечности опоры и агрегата в целом. <...> Рассмотрим один из возможных вариантов применения совмещенных опор на примере конденсатного центробежного секционного вертикального насоса марки 2ЭЦВ (рисунок 1 [6]). <...> Насосы данного типа применяются для перекачки маловязких жидкостей, а также в водоснабжении, как для основных или вспомогательных <...>