Е.В. Гайва
Омский госуниверситет
МЕЖДУНАРОДНЫЙ СУБЪЕКТ В КОНТЕКСТЕ
СРЕДНЕВЕКОВОГО МИРОСОЗЕРЦАНИЯ. <...> С одной стороны, базовым для идентификации актора в качестве полноправного субъекта международной системы является
качество суверенитета. <...> Равенство же государств базируется на признании за этими первичными субъектами международного права качества суверенитета. <...> В то же время с начала XX в. появляются акторы, не обладающие качеством суверенитета в его классическом понимании. <...> Основание и следствие, т. е. качество суверенитета и качество международной правосубъектности, как бы меняются местами. <...> Итак, возникающая в постклассическую эпоху неоднозначность
понятия международного субъекта – не уникальное явление. <...> Собственно средневековье, как период зарождения международной правосубъектности, формирует особый контекст из сосуществующих трактовок субъекта. <...> Это делает целесообразным
обращение к зарождающемуся явлению международной правосубъектности не как к набору функций, а как к смысловому полю,
системе взаимопересекающихся и взаимодополняющих смыслов. <...> Из соотношения формирующегося понимания суверенитета и
фактических проявлений международной правосубъектности
складывается феномен международного субъекта как элемента
международной системы. <...> Во-первых, средневековье
утверждает принцип индивидуальности в противовес принципу
гражданственности античной эпохи. <...> В то время как средневековая теология была направлена на утверждение принципа мира, в обществе
фактически правил порядок частной войны. <...> Однако международный правопорядок античной эпохи, различавший правовые
статусы собственно граждан и иностранцев, исчезает в раннее
средневековье под влиянием христианства5. <...> В контексте средневекового мировосприятия эти факторы
предстают рядом дилемм: частной войны и всехристианского мира, частной юрисдикции феодального сеньора и публичного вассального права, в максимуме: особенного <...>