Библиография Бердяев и Россия Мы живем в эпоху неблагоприятную для исторической науки. <...> Не только потому, что она искажена большевиками и унижена ими до рабы их лживых прихотей и искажений правды. <...> Это полубеда, поскольку в свободном мире еще жива традиция исторической правдивости. <...> Если всему человечеству на земном шаре грозит поголовное и окончательное уничтожение в какой-нибудь возможной в будущем мировой войне от ядерных, химических и бактериологических бомб, то какой смысл имеет еще изучение истории, в котором люди пытаются — по большей части бесплодно — находить руководство для будущего, если будущего нет? <...> Впрочем, существуют философии, которые вообще отрицают историю, как, например, индусская, стремящаяся освободить дух «от плена воспоминаний» и открыть человеку через углубление в свое «я» познание вечности во мгновении, счастье «смерти для прошлого»; она учит «умирать для бесчисленных вчерашних дней», как выражается, например, Кришнамуртк в своих «Беседах в Саанене», имеющихся и в русском переводе. <...> Такое отношение к прошлому неприемлемо для народов, поставленных христианством в историческую перспективу «от сотворения мира» до «второго пришествия Христа». <...> Мы ощущаем поступь времен, которую индус может совершенно выключить из своего сознания. <...> Наслоению веков без видимой конечной цели, кроме зарождения и отмирания циклов культур. <...> Такая наука была хороша, пока история казалась, по ироническому выражению Шпенглера, бесконечным «червемсолитером, наращивающим эпохи». <...> Христианство же видит цель в поступи человечества во временах. <...> Оно эсхатологично, т.е. направлено на конечную цель, на создание Царства Божьего на земле, Царства Правды и Справедливости, Царства Святого Духа. <...> От Хомякова, Достоевского и Владимира Соловьева до Николая Бердяева и других нам современных русских мыслителей в изгнании, русская мысль ищет именно осуществления «Царства Божьего» на земле и, применительно <...>