Самойлова, И.Н. Мавлюдов ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ Учебное пособие для студентов, обучающихся по направлениям магистратуры 23.04.03, 35.04.06 Пенза 2015 УДК 159.9+37.01(о75) ББК 88+74.00(я7) С 17 Печатается по решению методической комиссии инженерного факультета от 7 декабря 2015 г., протокол № 4. <...> Рецензент – декан историко-филологического факультета ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет», доктор исторических наук, профессор О.В. Ягов С 17 Самойлова, Ирина Викторовна Психология и педагогика высшей школы: учебное пособие / И.В. Самойлова, И.Н. Мавлюдов. <...> Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлениям магистратуры 23.04.03, 35.04.06 и изучающих согласно рабочей программе дисциплину «Психология и педагогика высшей школы». <...> 10 Глава 1 Предмет и задачи психологии…………………… 1.1 История становления современной психологии и ее место в системе других наук…………………………… 1.2 Психологические течения………………………………. <...> Индивидуальные особенности личности, такие, как внимание, ощущения, память и мышление, воображение, характер и способности. <...> Многочисленные вопросы профессиональной деятельности не могут быть решены без учета индивидуальных особенностей сотрудников, психологии коллектива. <...> 1.1 История становления современной психологии и ее место в системе других наук Что же представляет собой психология как наука? <...> 11 1.2 Психологические течения Первые представления о психике были связаны с анимизмом (от латинского «анима» – дух, душа) – древнейшими взглядами, согласно которым у всего, что существует на свете, есть душа. <...> Он явился основателем интроспективной психологии, истолковав сознание как непосредственное знание субъекта о том, что происходит в нем, когда он мыслит. <...> Наиболее широким, выражающим дух современной психологии научным течением является когнитивная психология («когнито» в переводе с латинского означает «знание») – представление о человеческом организме как системе <...>
Психология_и_педагогика_высшей_школы.pdf
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ
ФГБОУ ВО ПЕНЗЕНСКАЯ ГСХА
И.В. Самойлова, И.Н. Мавлюдов
ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА
ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Учебное пособие
для студентов, обучающихся
по направлениям магистратуры 23.04.03, 35.04.06
Пенза 2015
Стр.1
УДК 159.9+37.01(о75)
ББК 88+74.00(я7)
С 17
Печатается по решению методической комиссии инженерного
факультета от 7 декабря 2015 г., протокол № 4.
Рецензент – декан историко-филологического факультета
ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет», доктор
исторических наук, профессор О.В. Ягов
С 17
Самойлова, Ирина Викторовна
Психология и педагогика высшей школы: учебное пособие
/ И.В. Самойлова, И.Н. Мавлюдов. – Пенза: РИО
ПГСХА, 2015. – 268 с.
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся
по направлениям магистратуры 23.04.03, 35.04.06 и изучающих согласно
рабочей программе дисциплину «Психология и педагогика
высшей школы». Пособие дополняют практические задания, персоналий
и глоссарий. Простота изложения материала помогает оптимальному
его освоению.
© ФГБОУ ВО
Пензенская ПГСХА, 2015
© И.В. Самойлова,
И.Н. Мавлюдов, 2015
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………… 5
Часть I Психология и педагогика………………………….. 10
Глава 1 Предмет и задачи психологии……………………
1.1 История становления современной психологии
и ее место в системе других наук……………………………
1.2 Психологические течения………………………………...
1.3 Структура современной психологии…………………….
1.4 Методы психологических исследований………………...
10
10
12
20
22
Глава 2 Познавательная сфера личности………………...
2.1 Внимание…………………………………………………..
2.2 Ощущение и восприятие………………………………….
2.3 Память……………………………………………………...
2.4 Мышление…………………………………………………
2.5 Воображение………………………………………………
Глава 3 Индивидуальные особенности личности…….....
3.1 Воля………………………………………………………...
3.2 Чувства……………………………………………………..
3.3 Темперамент……………………………………………….
3.4 Характер .………………………………………………......
3.5 Способности……………………………………………….
Глава 4 Предмет и задачи педагогики………………….....
4.1 Возникновение и развитие педагогики…………………..
4.2 Основные категории педагогики…………………………
4.3 Система педагогических наук……………………………
4.4 Методы педагогических исследований………………….
Глава 5 Институты образования
в современном обществе…………………………………….
5.1 Образование как социальный институт………………….
5.2 Система образования: организация и управление………
5.3 Система образования в России…………………………...
5.4 Роль высших учебных заведений в современном
образовании……………………………………………………
5.5 Формы и виды образования………………………………
3
30
37
39
43
46
50
54
54
58
62
64
68
73
73
85
94
98
112
112
116
121
127
133
Глава 6 Психолого-педагогические
основы профессионального труда ……………….……….. 155
Стр.3
6.1 Человек в организации……………………………………
6.2 Психология и педагогика управления организацией…...
6.3 Психологические и педагогические особенности труда
в рыночных условиях…………………………………………
6.4 Психологическая техника выполнения
профессиональных действий…………………………………
Глава 7 Основные проблемы воспитания ……………….
7.1 Специфика семейного воспитания……………………….
7.2 Методы педагогического воздействия на личность…….
155
168
181
188
201
202
210
Часть II Практикум ……………………………………….. 214
2.1 Тематика семинарских занятий………………………..
2.2 Задания для текущего контроля……………………….
2.3 Темы рефератов………………………………………….
214
216
232
2.4 Вопросы к зачету………………………………………… 233
2.5 Ключ к вопросам самоконтроля……………………….
2.6 Терминологический словарь…………………………...
235
236
2.7 Персоналии ……………………………………………… 253
Заключение ………………………………………………….. 261
Литература …………………………………………………... 262
4
Стр.4