Информационные системы и технологии УДК 004.942 М.Ю. МАКАРОВА ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫМИ ПРОЦЕССАМИ В данной статье рассмотрен пример использования латентно-семантического метода для установления соответствий между компетенциями, имеющимися в государственных образовательных стандартах, и должностными инструкциями к профессиям, а также группирования схожих по смыслу видов деятельности. <...> На основе данного подхода построена модель управления профориентационными процессами, позволяющая устранить противоречия между требованиями работодателей и устремлениями соискателей. <...> ВВЕДЕНИЕ Профориентационная деятельность приобретает в последнее время особую актуальность, поскольку множество специалистов не востребованы из-за перенасыщенности рынка труда одинаковыми профессиями, а существующие вакансии продолжают оставаться открытыми. <...> Это происходит потому, что большинство школьников, на плечи которых, в основном, ложится выбор будущей профессии, не имеют однозначного представления ни о профессиях, и о том, какими навыками и знаниями необходимо обладать для их успешного освоения, ни о собственных возможностях и предпочтениях. <...> Существующие тесты по профориентации направлены на выявление склонностей, способностей и особенностей характера пользователей, в качестве результатов предлагают наиболее подходящие профессии, но многие из них либо вовсе исчезли с рынка труда, либо имеют другие (современные) названия. <...> Для решения данной проблемы и устранения противоречий между потребностями общества в кадрах и профессиональными устремлениями большей части этого общества была разработана информационная система поддержки профориентационных процессов, рассматриваемая в данной статье. <...> Анализ диссертаций [1-5] позволил сделать вывод, что профориентационная деятельность довольно подробно изучена и является очень актуальной для современного общества, а основные принципы <...>