№ 1(36) 2012 (январь–март) Безопасность движения и автомобильные перевозки УДК 656.13 В. В. САЛМИН, Е. А. НЕЛЮЦКУВА ЭВРИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ «ВОДИТЕЛЬ – АВТОМОБИЛЬ – ДОРОГА – СРЕДА» Рассмотрены виды автотехнической экспертизы, изучающие элементы системы «водитель – автомобиль – дорога – среда», общая методика экспертного исследования и роль эвристических методов экспертизы в установлении механизма ДТП и факторов, которые способствовали его совершению. <...> Автомобильный транспорт играет важную роль в развитии любого государства. <...> Число транспортных средств (ТС) на улично-дорожной сети городов изменяется не только количественно, но и качественно: совершенствуются системы активной и пассивной безопасности автомобилей, эргономические показатели и т.д. <...> В связи с этим проявляются такие негативные последствия автомобилизации, как: снижение пропускной способности автомобильных дорог; перерасход топлива; увеличение выбросов вредных веществ автомобилями, стоящими в транспортных пробках; увеличение конфликтных ситуаций на дорогах и, как следствие, рост числа дорожно-транспортных происшествий (ДТП). <...> Эксплуатация автомобильного транспорта в современных дорожных условиях требует от водителей высокого профессионализма. <...> От умения водителя быстро оценивать дорожнотранспортную ситуацию (ДТС) и принимать верное решение по управлению своим транспортным средством в значительной мере зависит как его безопасность, так и безопасность других участников дорожного движения. <...> Таким образом, безопасность дорожного движения зависит от нормального функционирования системы «водитель – автомобиль – дорога – среда» (ВАДС), а само дорожно-транспортное происшествие рассматривается как предельное состояние данной системы, ведущее к ее отказу. <...> Согласно статистическим данным УГИБДД УМВД России по Пензенской области, в 2010 году нарушения Правил дорожного движения (ПДД) Российской Федерации <...>