Мир транспорта и технологических машин 2014 УДК 624.154 С. В. ЛЕБЕДЕВ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ НЕСУЩЕЙ СПОСОБНОСТИ ВИНТОВЫХ ЯКОРЕЙ ГЛУБОКОГО ЗАЛОЖЕНИЯ В статье рассматривается несущая способность при выдергивании винтовых якорей глубокого заложения. <...> Представлены схема и фотографии оборудования для изучения процесса выдергивания винтовых якорей. <...> Приведены результаты экспериментальных исследований по определению предельной несущей способности по грунту винтовых якорей глубокого заложения, подтверждающие адекватность теоретической формулы. <...> ВВЕДЕНИЕ Винтовые якоря (ВЯ) по назначению и характеру работы можно разделить на якоря мелкого и глубокого заложения. <...> Первые часто применяют в рейдовых сооружениях лесной промышленности (плотостоянки, передерживающие запани, формировочные и выгрузочные рейды и др.), а также в строительных машинах для рыхления мерзлых грунтов и для временного крепления машин к грунту и отличаются глубиной погружения лопасти не более 2-4 диаметров несущего витка. <...> Вторые имеют глубину погружения не менее 5-6 диаметров несущего витка лопасти и находят все большее применение для закрепления оттяжек опор ЛЭП, укрепления грунтовых откосов и удержания трубопроводов от всплытия. <...> Это обусловлено такими достоинствами ВЯ, как высокая несущая способность, простота и быстрота установки без нарушения естественной структуры грунта, применимость в сложных грунтовых условиях, включая обводненные грунты и грунты, подверженные морозному пучению, способность погружения в грунт без дополнительного осевого пригруза. <...> Очевидно, важнейшей характеристикой ВЯ является несущая способность, однако, несмотря на широкое применение ВЯ, вопрос определения их несущей способности остается открытым. <...> АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ДАННОЙ ПРОБЛЕМЕ В большинстве известных работ [1; 2; 3; 4; 5; 6; 7] предлагается вести расчет предельной несущей способности ВЯ глубокого заложения по эмпирическим <...>