Строительство и реконструкция УДК 695 ЧЕРНИКОВ С.А., ГОРЯЧЕВ М.Г. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ УДАРНОЙ ВЯЗКОСТИ ГЕРМЕТИЗИРУЮЩИХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ОЦЕНКИ ИХ РАБОТОСПОСОБНОСТИ В ШВАХ МОНОЛИТНЫХ ЦЕМЕНТОБЕТОННЫХ ПОКРЫТИЙ Разработано устройство, имитирующее воздействие самолета на конструкцию аэродромного покрытия с целью экспериментальных исследований влияния коэффициента динамического удара на деформации, а также на напряжения, возникающие при ударе для сравнительного анализа ударной прочности существующих битумно-полимерных материалов. <...> Теоретически получены формулы определения величин динамических деформаций, напряжений и усилий, возникающих в герметизирующем материале от величины статической деформации, от когезионной прочности и геометрических размеров шва. <...> Исследовано хрупкое разрушение битумно-полимерных материалов с увеличением скорости деформации. <...> Экспериментально доказано, что ударная вязкость разрушения герметизирующего материала тесно связана с показателями прочности и относительного удлинения. <...> Ключевые слова: динамический удар, ударная вязкость, монолитные цементобетонные покрытия, герметизирующий материал. <...> Явление удара на герметизирующий материал происходит при проезде автотранспортного средства или посадке летательного аппарата в том случае, когда скорость рассматриваемой части материала и соприкасающихся с ней частей конструкции монолитного цементобетонного покрытия изменяется в очень короткий период времени. <...> Это происходит вследствие вертикального перемещения плит покрытия. <...> Особенно данное явление выражено при посадке тяжелого летательного аппарата (самолета). <...> В этом случае происходит касание воздушного судна с некоторой высоты на плиты аэродромного покрытия и погружение их в основание; касание самолета происходит почти мгновенно, вызывая удар, так как последний очень быстро останавливается при соприкосновении с покрытием. <...> Во время удара между ударяющимися <...>