Если что-нибудь и упало с плеч Льва Толстого на плечи Горького, то это не его могучий талант и широчайший кругозор, а сугубо учительский тон, отрицание искусства и устремленность в одну точку, заслонившую в свое время перед Толстым всю вселенную. <...> В Горьком некоторые критики видят двуликого Януса, противополагая гуманизм Горького его страстной защите кровавой диктатуры большевиков. <...> Читая его письма, со всеми комментариями к ним, приходишь к кощунственной мысли, что он быш «один в трех ликах буревестника» : лик первый — стихийный бунтарь, враг всякой догмы, всякого прочного уклада жизни, всякого «мещанства»; лик второй — попутчик и защитник большевиков, даже участник пятого съезда С.-Д. (с правом совещательного голоса), друг Ленина и Луначарского, враг Америки; третий лик — временный бунт против большевиков, «коктр-буревеетик», смело выступающий против «слепых фанатиков и бессовестных авантюристов, ринувшихся, сломя голову, в социальную революцию в расчете на возможность совершать любые преступления», ярый заигитник БИБЛИОГРАФИЯ Учредительного Собрания, про которое он напиоал пророческие строки 1 — «Оно испустило дух до грядущих, более счастливых дней, и его смерть является знамением новых страданий мученической страны и его народа. <...> .» Даже не верится, что тот же человек мог, вернувшись в 1929 году обратно в Советский Союз, изречь в защиту Иосифа Сталина сакраментальную фразу: «Если враг не сдается,— его уничтожают». <...> Горький, эта, на первый взгляд, монолитная глыба, всю жизнь себя и других обтесывавшая в духе по-своему понимаего человеколюбия, .распадается на свои «ипостаси,», друг друга, не воспойняющие, а исключающие. <...> В Советском Союзе обо всем этом умалчивается: там Горь-кий — революционер «буревестник» большевизма и отец «социалистического реализма». <...> Г. Забежинский Россия и коммунизм Основной заслугой новой книги Ф. <...> С те пуна следует признать стремление автора противопоставить большевизму <...>