В статье рассматриваются основные характеристики крупнейших компа ний в мире в целом и в ведущих экономиках до и после глобального экономи ческого кризиса. <...> На основе данных о компаниях, входящих в рейтинги Fortune 500, Financial Times 500 и «Эксперт 400» за 2008 и 2012 гг., показаны изменения в отраслевой и страновой структуре крупного бизнеса, а также в масштабах деятельности компаний, в том числе динамика их выручки, ры ночной капитализации, количества рабочих мест и др. <...> Based on the company data from Fortune 500, Financial Times 500 and Expert 400 rankings for 2008 and 2012, we discuss the changes in industries and crosscountry distributi on of the largest companies, and also in their operation scale including the dynamics of revenues, market value, employment, etc. <...> Крупный бизнес играет важнейшую роль в развитии современной экономики. <...> Статистические данные и результаты зарубежных иссле дований подтверждают, что в силу масштабов своей деятельности и возможностей привлечения значительных объемов ресурсов крупные компании могут эффективно решать целый ряд задач. <...> В особенности это характерно для высокотехнологичных про ЭКОНОМИКА И БИЗНЕС 83 В. Ю. Кононова, С. М. Заверский мышленных производств, таких как авиастроение, производство электронной техники, автомобильная промышленность. <...> Крупные компании в этих отраслях предъявляют спрос на продукцию и услуги широкого круга секторов экономики, зачастую выдвигая при этом требования к качеству продукции, срокам поставки и др., а также за дают стандарты качества и эффективной организации производства. <...> Изменения произошли не только в размерах ком паний, их доходах, объемах реализуемых инвестиционных проектов, но и в отраслевом составе крупнейших компаний и, соответственно, в характере их межотраслевых связей. <...> Настоящая статья 84 ВЕСТНИК МОСКОВСКОГО УНТА СЕРИЯ 24 МЕНЕДЖМЕНТ. <...> . На примере компанийСША,Канады, стран ЕС и других стран показано (1, 3, 14), что крупные компании имеют более высокую склонность, чем малые и средние компании, к продуктовым и процессным <...>