Ю. Н. Тынянов - исследователь
теории поэтического языка
В статье анализируется одна из главных теоретических работ Ю. Н. Тынянова —
«Проблема стихотворного языка» (1923), раскрывается ее значение для развития филологической мысли XX в. <...> Ключевые слова: стихотворный язык; лексико-семантический анализ; грамматическая семантика; теснота стихового ряда; сукцессивность и динамизация речевого материала в стихе. <...> (1894-1943) в истории отечественной
филологии неотделимо от звонкой аббревиатуры - ОПОЯЗ. <...> Это сокращенное наименование «Общества изучения теории
поэтического языка» известно гораздо
больше, чем его полное название. <...> Надо
сказать, что ни в первое время своего существования (1914-1917), ни после Октябрьской революции, даже после получения штампа, печати и регистрации,
ОПОЯЗ в действительности никогда не
был регулярным обществом, со списком
членов, установившимся положением и
официальным статусом. <...> Активное участие в работе ОПОЯЗа
принимали в разное время такие известные лингвисты и литературоведы, как <...> Однако неизменное ядро общества, так называемый «опоязовский
триумвират», составляли В.Б. Шкловский, Ю. Н. Тынянов и Б. М. Эйхенбаум. <...> Виктор Шкловский является основателем общества, его перу принадлежит
программный манифест «Искусство как
прием»; статью Б. М. Эйхенбаума с выБобылев Борис Геннадьевич, доктор пед.
наук, кандидат филол. наук, профессор Орловского гос. технического ун-та. <...> E-mail: borisbobylev@yandex.ru
зывающим названием «Как сделана "Шинель" Гоголя» (1918) также принято рассматривать в качестве важнейшего опоязовского манифеста, но наиболее важные теоретические положения ОПОЯЗа
были сформулированы в 20-е гг. <...> Проблематика книги
оформилась в ходе работы над курсом
«Язык и образ», который Ю. Н. Тынянов
читал в 1919 г. в Доме искусств. <...> Первоначально работа носила название «Проблема стиховой семантики», свое же
окончательное наименование монография получила по инициативе издателя. <...> В предисловии к книге Тынянов подвергает <...>
Ю._Н._Тынянов_-_исследователь_теории_поэтического_языка.pdf
т
Б. Г. БОБЫЛЕВ
Орел
ЛИНГВИСТИЧЕСКОЕ
НАСЛЕДСТВО
Ю. Н. Тынянов - исследователь
теории поэтического языка
В статье анализируется одна из главных теоретических работ Ю. Н. Тынянова —
«Проблема стихотворного языка» (1923), раскрывается ее значение для развития филологической
мысли XX в.
Ключевые слова: стихотворный язык; лексико-семантический анализ; грамматическая
семантика; теснота стихового ряда; сукцессивность и динамизация речевого
материала в стихе.
Имя Юрия Николаевича Тынянова
(1894-1943) в истории отечественной
филологии неотделимо от звонкой аббревиатуры
- ОПОЯЗ. Это сокращенное наименование
«Общества изучения теории
поэтического языка» известно гораздо
больше, чем его полное название. Надо
сказать, что ни в первое время своего существования
(1914-1917), ни после Октябрьской
революции, даже после получения
штампа, печати и регистрации,
ОПОЯЗ в действительности никогда не
был регулярным обществом, со списком
членов, установившимся положением и
официальным статусом.
Активное участие в работе ОПОЯЗа
принимали в разное время такие известные
лингвисты и литературоведы, как
Л. В. Щерба, Р. О. Якобсон, Л. П. Якубинский,
Е.Д. Поливанов, В. М. Жирмунский,
Б. В. Томашевский, С. И. Бернштейн
и др. Однако неизменное ядро общества,
так называемый «опоязовский
триумвират», составляли В.Б. Шкловский,
Ю. Н. Тынянов и Б. М. Эйхенбаум.
Виктор Шкловский является основателем
общества, его перу принадлежит
программный манифест «Искусство как
прием»; статью Б. М. Эйхенбаума с выБобылев
Борис Геннадьевич, доктор пед.
наук, кандидат филол. наук, профессор Орловского
гос. технического ун-та. E-mail: borisbobylev@yandex.ru
зывающим
названием «Как сделана "Шинель"
Гоголя» (1918) также принято рассматривать
в качестве важнейшего опоязовского
манифеста, но наиболее важные
теоретические положения ОПОЯЗа
были сформулированы в 20-е гг. Ю. Н.
Тыняновым.
Значительной степени научного обобщения
Ю. Н. Тынянов достигает в своей
монографии «Проблемы стихотворного
языка», написанной в 1923 г. (это был
последний год официального существования
ОПОЯЗа). Проблематика книги
оформилась в ходе работы над курсом
«Язык и образ», который Ю. Н. Тынянов
читал в 1919 г. в Доме искусств. Первоначально
работа носила название «Проблема
стиховой семантики», свое же
окончательное наименование монография
получила по инициативе издателя.
В предисловии к книге Тынянов подвергает
критике само понятие «поэтический
язык» за расплывчатость объема и содержания,
«основанного на психолингвистической
базе», и суживает объект исследования,
обозначая конкретное понятие
«стихотворного», или «стихового языка».
Впрочем, в дальнейшем ученый употребляет
эти термины параллельно с термином
«поэтический язык», не проводя между
ними никаких принципиальных различий.
Главный тезис книги сформулирован в
словах: «бесполезно обращаться к исследованию
абстракции "слова", бытующе83
Стр.1