Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 637335)
Контекстум
Электро-2024
Гуманитарные науки в Сибири  / №3 2016

ОБ ОТНОШЕНИИ СОВРЕМЕННИКОВ К ИСПРАВЛЕНИЮ КНИГ ВО ВРЕМЯ ЦЕРКОВНОЙ РЕФОРМЫ XVII в. (300,00 руб.)

0   0
Первый авторГурьянова
Страниц6
ID481528
АннотацияСтатья посвящена анализу текстов, в которых нашло отражение отношение современников к исправлению книг во время церковной реформы, начатой патриархом Никоном. Сделан вывод, что независимо от культурной ориентации авторы считали, что следование традиции – необходимое условие существования и развития Русской Церкви. В этой связи реформаторы утверждали, что все новшества внесены в обряд и богослужебную практику Церкви, ориентируясь на «древние греческие и словенские книги». Их оппоненты, естественно, стали доказывать, что именно этот основной постулат – следование традиции – был нарушен реформаторами. Первое поколение защитников старого обряда наметило пути, по которому пойдут следующие поколения, отстаивая свое право оставаться в оппозиции к нововведениям. Предстояло сопоставление текстов новых богослужебных книг с прежними, а главное – углубление знаний об авторитетных рукописях, старопечатных книгах, в которых зафиксирована традиция Русской Церкви. В результате для защитников старого обряда характерной чертой стал высочайший уровень книжной культуры, унаследованный от Древней Руси и развитый в условиях Нового времени
УДК94(47).04+930.85
Гурьянова, Н.С. ОБ ОТНОШЕНИИ СОВРЕМЕННИКОВ К ИСПРАВЛЕНИЮ КНИГ ВО ВРЕМЯ ЦЕРКОВНОЙ РЕФОРМЫ XVII в. / Н.С. Гурьянова // Гуманитарные науки в Сибири .— 2016 .— №3 .— С. 36-41 .— URL: https://rucont.ru/efd/481528 (дата обращения: 01.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

04+930.85 Н.С. ГУРЬЯНОВА ОБ ОТНОШЕНИИ СОВРЕМЕННИКОВ К ИСПРАВЛЕНИЮ КНИГ ВО ВРЕМЯ ЦЕРКОВНОЙ РЕФОРМЫ XVII в. <...> Николаева, 8, e-mail: gurian@academ.org Статья посвящена анализу текстов, в которых нашло отражение отношение современников к исправлению книг во время церковной реформы, начатой патриархом Никоном. <...> Сделан вывод, что независимо от культурной ориентации авторы считали, что следование традиции – необходимое условие существования и развития Русской Церкви. <...> В этой связи реформаторы утверждали, что все новшества внесены в обряд и богослужебную практику Церкви, ориентируясь на «древние греческие и словенские книги». <...> Первое поколение защитников старого обряда наметило пути, по которому пойдут следующие поколения, отстаивая свое право оставаться в оппозиции к нововведениям. <...> Предстояло сопоставление текстов новых богослужебных книг с прежними, а главное – углубление знаний об авторитетных рукописях, старопечатных книгах, в которых зафиксирована традиция Русской Церкви. <...> Ключевые слова: Русская Церковь,раскол, защитники старого обряда, Сильвестр Медведев, Служебник, традиция, книжная культура. <...> В такой ситуации в центре внимания и современников, и исследователей оказалась книжная справа, т.е. проблема исходных текстов для новых Служебников и произведений, которыми реформаторы обосновывали нововведения. <...> Первым опытом такого рода были Служебник 1655 г.[1] (описание издания см. <...> Сторонники реформы и ее противники утверждали, что отстаивают традицию Русской Церкви. <...> Не случайно в классическом труде митрополита Макария книжные исправления, положившие начало церковной реформе, представлены следующим образом: «Никон пожелал исправить наши церковные книги не по одним славянским, но и по греческим спискам, и при том по спискам, славянским и греческим, древним, чтобы очистить эти книги от всех погрешностей, прибавок и новшеств, которые вкрались в них с течением времени…» [4, с. <...> Эта точка зрения базировалась на мнении <...>